Совет адвокатской палаты Москвы в четверг рассмотрит вопрос о лишении статуса адвоката защитницы экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Карины Москаленко. Инициатором лишения статуса адвоката Москаленко выступает Генпрокуратура
RTV International
Совет адвокатской палаты Москвы в четверг рассмотрит вопрос о лишении статуса адвоката защитницы экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Карины Москаленко. Инициатором лишения статуса адвоката Москаленко выступает Генпрокуратура, обвинение которой крайне неординарное: ее уличили в небрежности при защите Михаила Ходорковского. Заявление генерального прокурора было поддержано министерством юстиции, что усиливает давление на 53-летнюю Москаленко.

Ходорковский никаких жалоб не подавал. Более того, в заявлении, сделанном из камеры сибирской исправительной колонии в Чите, он сказал, что "полностью удовлетворен" работой Москаленко. Тем не менее в четверг для решения ее судьбы соберется дисциплинарная комиссия Московской адвокатской палаты, пишет The Times.

- Генпрокуратура пыталась лишить статуса адвокатов других защитников Ходорковского

Вместе с тем Москаленко рассчитывает, что независимое решение ее коллег, которые составляют большинство в дисциплинарной комиссии, может спасти ее карьеру. Однако она опасается, что генпрокурор обратится в суд, где обеспечить принятие решения не в ее пользу будет легче.

Квалификационная комиссия адвокатской палаты Москвы 8 июня не нашла оснований для привлечения Москаленко к дисциплинарной ответственности и рекомендовала Совету адвокатской палаты Москвы не лишать ее статуса адвоката.

Как отмечает издание, Москаленко завоевала превосходную репутацию своими победами над российским государством в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Вместе со своей командой из Центра содействия международной защите она выиграла 27 дел, и еще более 100 заявлений в настоящее время находятся на рассмотрении.

Помимо Ходорковского, Москаленко представляла экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, возглавляющего кампанию против президента России Владимира Путина, а также жертв пыток из Чечни, родственников погибших во время захвата школы в Беслане и людей, выживших после захвата заложников в московском театральном центре "Норд-Ост" в 2002 году.

Убитый в ноябре в Лондоне диссидент Александр Литвиненко в 2002 году непродолжительное время был ее клиентом, когда московский суд заочно вынес ему приговор.

Москаленко сказала редакции Times: "Наши обвинения всегда выдвигаются в отношении России, но мы не против России. Мы против неподобающих действий российских властей. Мы за Россию, за российский народ и за улучшение правовой системы". (Полный текст на сайте Inopressa.ru)

Ее усилия в прошлом году принесли ей награду Международной хельсинкской федерации по правам человека. В 2003 году ее избрали в находящуюся в Швейцарии Международную комиссию юристов (ICJ).

"Дело против Москаленко не имеет под собой оснований в плане осуществления ею адвокатской деятельности, – заявила представитель Международной комиссии юристов Руазен Пилле, – Ее подвергают преследованиям за защиту людей, против которых выступает государство, и это заставляет беспокоиться о власти закона в России".

Москаленко говорит, что попытки лишить ее адвокатского статуса начались после того, как она подала в Генеральную прокуратуру жалобу о том, что ее задержали в феврале в Чите, когда она торопилась в Москву к своему заболевшему сыну-подростку.

Ее обвинили в том, что она действовала не в интересах Ходорковского и проявила небрежность при изучении его дела вместе с ним. Ходорковский отверг оба эти обвинения, заявив, что Москаленко представляла его интересы в Европейском суде, в то время как в России его защищали другие адвокаты.

Она не питает иллюзий относительно истинной мотивации преследований, в свете того, что налоговая полиция вот уже два года безуспешно ведет расследование с целью закрыть ее адвокатский центр.

Москаленко пояснила, что заключение Квалификационной комиссии носит рекомендательный характер для Совета адвокатской палаты, которая принимает окончательное решение.

Генпрокуратура пыталась лишить статуса адвокатов других защитников Ходорковского

В 2005 году представления о лишении статуса адвокатов в адвокатские палаты Москвы и Санкт-Петербурга поступали и на других защитников Ходорковского - Юрия Шмидта, Антона Дреля, Елены Левиной, Дениса Дятлева и Альберта Мкртычева.

С ходатайством о лишении Дреля, Дятлева и Левиной статуса адвокатов в столичное управление Росрегистрации обратилась Генпрокуратура после того, как они не стали представлять интересы Ходорковского в кассационной инстанции.

Совет адвокатской палаты города Москвы 27 октября 2005 года отказался лишить Дреля, Левину и Дятлева адвокатского статуса.

Юрия Шмидта Росрегистрация пыталась лишить статуса адвоката за неявку в суд. Однако Совет адвокатской палаты Санкт-Петербурга не нашел в действиях защитника нарушений закона "Об адвокатуре" и Кодекса адвокатской этики.

Совет адвокатской палаты Москвы в декабре 2005 года также сохранил статус адвоката Альберту Мкртычеву. Тогда процесс инициировала администрация колонии ЯГ 14/10 города Краснокаменска, где отбывает восьмилетнее наказание Ходорковский. Представители колонии утверждали, что в ходе общения со своим подзащитным 15 ноября 2005 года Мкртычев допустил нарушения, несовместимые со статусом адвоката.