Как сообщает РИА "Новости", cуд намерен огласить приговор 25 июня.
Как сообщил адвокат обвиняемого Михаил Маров, он просил суд вынести его подзащитному оправдательный приговор. По мнению защитника, "ни один эпизод предъявленного Литвиненко обвинения не нашел подтверждения в суде".
Адвокат назвал незаконным рассмотрение дела Литвиненко Нарофоминским гарнизонным военным судом. Он считает, что было нарушено правило подсудности, дело следовало рассматривать в Московском гарнизонном военном суде.
Литвиненко находится в Великобритании. Судебный процесс проходит заочно. Однако в редакцию NTVRU.com поступило письмо Александра Литвинено c объснением его позиции, текст которого публикуется ниже.
Напомним, Главная военная прокуратура обвиняет Литвиненко в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и хищении и незаконном хранении взрывчатых веществ (ст. 226 и 222 УК РФ). Гособвинитель требует приговорить Литвиненко к 5,5 года лишения свободы с конфискацией. В частности, прокуроры потребовали признать его виновным в "применении мер физического воздействия на подозреваемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий в 1997 году в Москве, Костроме и Подольске". Потерпевшими по делу проходят шесть человек, которые уже выступили в суде.
Корреспондент NTVRU.com позвонил Александру Литвиненко в Лондон, чтобы узнать его мнение о возможном исходе судебного процесса. Литвиненко, который в последнее время живет в Лондоне, как и все англичане, в этот момент следил за футбольным матчем чемпионата мира между Англией и Бразилией.
Говоря о перспективах судебного решения, бывший сотрудник ФСБ сказал, что не видит для себя причин для серьезных переживаний. По словам Литвиненко, даже если суд и вынесет ему приговор, который требует государственный обвинитель (5,5 года лишения свободы с конфискацией имущества), то его невозможно будет реализовать.
Напомним, два года назад Александр Литвиненко попросил у властей Великобритании политического убежища. Его просьба была удовлетворена. А по законам Великобритании страна не выдает граждан, которым она предоставила политическое убежище. Кроме самого Литвиненко британские власти предоставили политическое убежище его жене и 8-летнему сыну.
На вопрос не боится ли он своего насильственного возвращения в Россию, Литвиненко ответил отрицательно. По его словам, он боялся этого, пока не получил политического убежища. Тогда, как он говорит, в его адрес неоднократно звучали угрозы физической расправы. По словам Литвиненко, его обещали "бросить под поезд" и т.п., если он попросит убежище в Британии.
Кроме того, по словам Литвиненко, всякие угрозы из России ему передавал его товарищ. Его фамилию Литвиненко называть не стал, поскольку тот по-прежнему находится в России. Литвиненко только упомянул, что "товарищ" - в звании подполковника. По словам Литвиненко, "товарищ" так и не отказался от общения с ним, за что постоянно подвергается всякого рода нападкам.
Говоря о возможности своего добровольного возвращения на родину, Литвиненко заявил, что пока в Россию не собирается, поскольку, власти Великобритании, предоставив ему политическое убежище, взяли на себя ответственность защищать его, в первую очередь, от политического режима России.
Стоит отметить, что вместе с политическим убежищем британские власти вручили Литвиненко так называемую "travel card", которая позволяет путешествовать по всему миру, кроме России. Поэтому, по словам Литвинеко, он сможет "вернуться на родину только тогда, когда там поменяется режим".
Приводим полный текст письма.
Вместо последнего слова
Обращение Александра Литвиненко к Наро-Фоминскому гарнизонному военному суду.
Граждане судьи!
Когда человек на скамье подсудимых слышит слова: "Суд удаляется на совещание", - кто бы он ни был, он не может не ощущать смеси страха и надежды. Незнакомые ему люди будут решать его судьбу. От них зависят его жизнь или смерть, свобода или неволя, доброе имя или позор. А для судей это - просто работа, один приговор из многих. Они отделены от своего решения, оно никак не повлияет на их собственную жизнь и благополучие. Ведь судьи - независимы. Так должно быть.
Но сегодня у нас - все наоборот. Ваше решение никак не отразится на моей жизни, свободе или добром имени. Ваш приговор не будет иметь для меня никаких последствий. Однако он может сильно повлиять на вашу собственную жизнь, осложнить или продвинуть вашу карьеру, а о добром имени и говорить нечего. В каком-то смысле мы поменялись ролями - вы выносите приговор самим себе.
Вы профессионалы, и безусловно понимаете, что дело сфабриковано, что я невиновен, что судят меня за то, что я сказал правду о взрывах жилых домов в 1999 году - о том, что их организовали российские спецслужбы. И если бы я сидел перед вами в клетке, то, наверное, взывал бы к вашему чувству Закона и Совести, и тщетно просил бы оправдания, надеясь на чудо, - ведь исход дела предрешен.
Но, к счастью, я нахожусь за пределами вашей досягаемости - вам меня не достать. И поэтому я использую свое право на последнее слово, чтобы сказать вам: признавайте меня виновным. Не поддавайтесь неуместным в вашем суде чувствам справедливости и профессионального долга, не обращайте внимания на нарушения процессуального права и полную недоказанность обвинений, на вопиющее пренебрежение Законом, о котором говорил мой адвокат. Вспомните, что судьи, оправдавшие меня на двух предыдущих процессах, были строго наказаны. Я хорошо знаю ваших заказчиков - они не прощают неповиновения. Вы - их заложники. Поэтому подумайте о своих семьях и проявите милосердие к себе, осудив меня.
Что же касается меня, то обвинительный приговор, исходящий от вашего суда, будет для меня честью, а оправдательный - позором. Причина этому - два других политических дела, два судебных процесса над российскими офицерами.
Первый из них - расправа над Григорием Пасько, который сделал то, что и я: рассказал людям о преступлениях власти. Пасько для меня - герой и патриот, "узник совести". Из солидарности с ним я прошу вас дать мне максимальный срок.
Второе дело - судебный фарс, происходящий с Юрием Будановым. Я надеюсь, что вы сегодня лишите меня воинского звания, так как считаю позорным служить системе, в которой насильник и убийца остался безнаказанным.
Александр Литвиненко. Лондон, 21 июня 2002 года.
Литвиненко находится в Великобритании, в этой связи судебный процесс проходит заочно. С 1 июля заочные разбирательства будут запрещены, поэтому, как считает сам Литвиненко, ход процесса "корректируется ФСБ".