По мнению Солженицына, продажа сельскохозяйственных земель должна осуществляться не через аукционы, а через земельные банки и комитеты. Их отделения должны работать в каждом районе России. Крестьянин сможет получить в таком банке на условиях рассрочки и под низкий процент субсидию, на которую он выкупит землю у того же банка.
Если же земля будет продаваться с аукционов, говорит писатель, то она может попасть не к крестьянину, а в "жадные руки грабителей, награбивших миллиарды на России". "Большинству сельских жителей ничего не останется делать, как пойти в батраки", - говорит Солженицын.
Комментируя это высказывание Александра Солженицына, губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков в интервью НТВ сказал: "Я должен разочаровать этого уважаемого человека. Ровно 100 лет назад Александр II отменил крепостное право. Нам нужно сделать все возможное, чтобы отменить крепостное право сегодня в России, когда тысячи, миллионы крестьян являются батраками, не имея земли в частной собственности".
По мнению Аяцкова, "нужна мощная инфраструктура закона, земельные банки, аукционы, свободная купля-продажа земли, в том числе сельскохозяйственного назначения. Это конституционное право каждого гражданина России. Подчеркиваю, пусть прочитают 36 статью Конституции".
Губернатор выразил уверенность, что в новом Земельном кодексе России будет положение о свободной купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения.
Он заявил, что последнее десятилетие в России уже идет скупка земли. "Но подпольно, не законно. А нужен закон, - сказал губернатор. - И закон должен предусматривать и наказание, и как изъять землю у нерадивых хозяев".
Аяцков прокомментировал предложение Германа Грефа о том, чтобы в нынешнем варианте Земельного кодекса не упоминать вопрос о свободной купле-продаже земель: "Я настаиваю на том, чтобы был принят рамочный Земельный кодекс с правом субъектов Российской Федерации принимать свои законы на территориях". Однако губернатор поддерживает Германа Грефа в том, что одинакового закона о земле для всех 89 субъектов России быть не может.