Обвиняемых в убийстве Политковской оправдали
RTV International
Еженедельник "Коммерсант-Власть" назвал десять наиболее заметных, прецедентных решений уходящего 2009 года. В список вошли дело Анны Политковской, освобождение Светланы Бахминой, первое дело по статье против "воров в законе" и даже дело девушки, задавившей сотрудника ГАИ.

Обвиняемых в убийстве Политковской оправдали

9 февраля в Московском окружном военном суде коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт по делу об убийстве обозревательницы "Новой газеты" Анны Политковской. На свободу вышли братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, которых обвиняли в убийстве, а также бывший оперативник московского УБОПа Сергей Хаджикурбанов и экс-чекист Павел Рягузов, с которых сняли обвинения в превышении должностных полномочий и вымогательстве. Впоследствии дело вернули на дополнительное расследование, Хаджикурбанов с апреля по другому обвинению вновь находится в СИЗО.

Освобождение Светланы Бахминой

21 апреля Преображенский районный суд Москвы вынес решение об условно-досрочном освобождении (УДО) бывшего заместителя начальника правового управления НК ЮКОС Светланы Бахминой. Из-за бюрократических проволочек Бахмина и рожденная ею в заключении семимесячная дочь на свободе оказались только 27 апреля.

Юрист опальной нефтяной компании была задержана в 2004 году, в 2006 году осуждена на 6,5 лет и отправлена отбывать наказание в мордовскую колонию № 14. Отсидев более половины срока, она подала прошение об УДО. Однако развернувшаяся общественная кампания в ее защиту, одобрение УДО администрацией колонии и местной прокуратурой, а также беременность Бахминой были дважды проигнорированы Зубово-Полянским райсудом Мордовии.

Это редкий для России пример того, что общественное мнение может повлиять на действия властей. Однако то, что разбирательство по довольно стандартному делу затянулось более чем на год, может свидетельствовать о неготовности судебной системы к самостоятельным действиям.

На хабаровском "Общаке" опробовали статью 210

13 мая Хабаровский краевой суд на основании вердикта присяжных вынес приговор восьми лидерам крупнейшего на Дальнем Востоке организованного преступного сообщества (ОПС) "Общак" - от 8 до 25 лет колонии строгого режима.

"Общак" сформировал в середине 1980-х в Комсомольске-на-Амуре вор в законе Евгений Васин по кличке Джем (умер в СИЗО в октябре 2001 года). По данным правоохранительных органов, в период расцвета сообщество насчитывало более четырех тысяч активных членов и контролировало преступную деятельность почти на всем Дальнем Востоке. Уголовное дело в отношении "Общака" было возбуждено в 2005 году. В результате за решеткой оказались почти все лидеры группировки. Среди них - воры в законе Эдуард Сахнов (Сахно), Олег Семакин (Ева) и Олег Шохирев (Малек).

Суд начался в июне 2007 года. Всего на скамье подсудимых были 11 человек, в их числе - подозреваемые в убийстве, похищении, избиениях, квартирных кражах и хищениях автомобилей и оружия. В итоге трех подсудимых присяжные полностью оправдали, а с остальных сняли большинство обвинений. Однако факт совершения самого тяжкого преступления - организации преступного сообщества - прокурорам все же удалось доказать.

Именно в связи с осуждением фигурантов по ст. 210 процесс позиционировался как экспериментальный и показательный. Раньше эта статья считалась лишь довеском к другим обвинениям, но теперь будет применяться намного активнее. Об этом свидетельствует внесение уже осенью поправок в УК и УПК, ужесточивших ответственность за организацию ОПС и участие в них. Минимальный срок наказания увеличился с 7 до 12 лет, максимальный - с 15 до 20, а для воров в законе - до пожизненного срока.

Скандальное дело поджигателей в Коми

19 июня Верховный суд Коми приговорил к пожизненному заключению 22-летних жителей города Ухта Антона Коростелева и Алексея Пулялина, признав их виновными в поджоге торгового центра "Пассаж" в Ухте и гибели 25 человек. По версии обвинения, они совершили поджог, отрабатывая таким образом долг.

28 июня 2008 года Верховный суд Коми вынес оправдательный приговор, признав доводы обвинения несостоятельными из-за грубых нарушений и нестыковок в материалах следствия. В октябре это решение по запросу прокуратуры отменил Верховный суд РФ. 12 января 2009 года начался повторный процесс, закончившийся для подсудимых пожизненными сроками. Днем позже следователи задержали ухтинских бизнесменов братьев Махмудовых, которым предъявили обвинение в организации поджога.

Этот приговор стал самым жестким для дел о крупных пожарах в России и, возможно, будет прецедентным для будущих процессов по пожару в пермском клубе "Хромая лошадь".

Торжество правосудия, которого прокуратура смогла добиться со второй попытки, несколько омрачили заявления экс-сотрудника МВД Коми Михаила Евсеева и экс-зампрокурора Ухты Григория Чекалина. В ноябре они разместили в интернете видеообращения к президенту Медведеву, в которых заявили, что доказательства по делу сфальсифицированы и в тюрьме сидят невиновные люди.

Самый высокопоставленный следователь, оказавшийся за решеткой

30 июня Мосгорсуд приговорил за взятку к девяти годам колонии экс-руководителя главного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия. Бывший сотрудник следственного управления Главной военной прокуратуры Андрей Сагура получил восемь лет за пособничество.

По версии следствия, Довгию заплатил фигурант дела о хищении более 6 млрд рублей у "Томскнефти" Руслан Валитов, которому грозил перевод из свидетелей в обвиняемые. Бизнесмен через Андрея Сагуру передал 750 тыс. евро в коробках из-под вина Barolo, получив взамен выписку из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В марте 2009 года на предварительных слушаниях было решено рассматривать дело судом присяжных. 15 июня в суде выступил глава СКП Александр Бастрыкин, рассказавший, что "полностью доверял" бывшему подчиненному, пока тот не собрался освободить под залог тяжелобольного бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна.

22 июня обвиняемые в последнем слове заявили о своей невиновности, а Довгий даже пообещал стать правозащитником. 24 июня присяжные признали обоих виновными, причем Довгий, по их мнению, заслуживал снисхождения, а помогавший ему Сагура - нет. Помимо сроков они получили по 800 тыс.руб. штрафа, экс-главе ГСУ СКП запрещено три года работать на госслужбе.

Дмитрий Довгий - самый высокопоставленный сотрудник следственных органов, отправленный за решетку. Осужденный связывает свои неприятности с конфликтом с бывшим шефом Бастрыкиным, который якобы был недоволен излишней самостоятельностью подчиненного, не желавшего "выполнять все указания" в отношении расследуемых дел.

Дело о коррупции в Фонде медстрахования

12 августа Мосгорсуд приговорил семерых руководящих сотрудников Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) к срокам от четырех до девяти лет заключения за получение взяток. Взяткодатель - вице-президент фармкомпании "Протек" Виталий Смердов - получил полтора года колонии-поселения.

Дело "оборотней" в ФФОМС стало одним из крупнейших коррупционных процессов последних лет. Оно способствовало тому, что в сентябре 2007 года свой пост потерял глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, курировавший ДЛО и лично знавший Андрея Таранова с середины 1990-х. При этом последний был освобожден от должности премьером Путиным только 19 августа 2009 года, через неделю после осуждения, с формулировкой "по его просьбе".

"Зая, я убила мента..."

28 сентября Центральный райсуд Новосибирска приговорил 22-летнюю Ольгу Мельниченко к 4,5 годам колонии-поселения за то, что она насмерть сбила инспектора ДПС, управляя автомобилем в нетрезвом состоянии. Сразу после аварии виновница ДТП отправила своему молодому человеку SMS "Зая, я убила мента, прости, что делать?".

Также суд лишил ее права управлять автомобилем в течение трех лет после выхода на свободу. Иск родителей и вдовы погибшего инспектора о компенсации морального вреда суд удовлетворил частично, снизив сумму с 7 млн до 300 тыс. руб.

В уходящем году сотрудники МВД в громких делах, как правило, выступали обвиняемыми. Дело Ольги Мельниченко стало редким случаем, когда столкнувшийся с милицией не вызывает сочувствия. Возможно, именно на это и рассчитывали новосибирские милиционеры, обнародовав SMS пьяной гонщицы в интернете, отмечает еженедельник.

Ночной губернатор, который поссорился с дневным

12 ноября в Мосгорсуде на выездном заседании Куйбышевский суд Санкт-Петербурга приговорил авторитетного в определенных кругах петербургского бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) к 14 годам колонии за мошенничество и отмывание денежных средств в составе организованной группы. Судебные слушания переносили в Москву из опасения за жизнь подсудимых.

Владимир Барсуков с начала 1990-х был известен как "ночной губернатор Петербурга", хотя поддерживал имидж бизнесмена, общественного деятеля и мецената (он, например, был спонсором атомной подводной лодки "Тамбов").

Однако известность и влияние не помогли ему при столкновении с реальной властью. По некоторым данным, активное расследование дела против членов тамбовского ОПС началось по заявлению владелицы "Петербургского уголка" Натальи Шпаковой - знакомой губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко еще по комсомольской работе.

Слухи о смерти президента Татарстана оказались сильно преувеличенными

26 ноября Кировский райсуд Казани приговорил бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Ирека Муртазина, распустившего слухи о смерти Минтимера Шаймиева, к году и девяти месяцам лишения свободы в колонии-поселении.

12 сентября 2008 года Ирек Муртазин в своем блоге разместил под заголовком "Пришла страшная весть" сообщение о скоропостижной кончине Шаймиева во время отдыха в Турции. По данным СМИ, запись вызвала панику в республике, падение акций ОАО "Татнефть" более чем на 10%, парализовала работу ряда республиканских ведомств. Кроме того, по данным следствия, в своей книге "Минтимер Шаймиев: Последний президент Татарстана" Муртазин необоснованно обвинил главу республики в коррупции, росте наркомании и алкоголизма, а также в развязывании войны в Чечне.

На заседании суда выступил сам Шаймиев, заявивший, что "такие вещи не прощаются", а подсудимый заслуживает "строгого и справедливого наказания". Суд к нему прислушался, хотя и исключил обвинение в нарушении неприкосновенности личной жизни.

Приговор создает опасный прецедент, при котором критика какого-либо российского чиновника может привести к тюрьме. Он может также рассматриваться как доказательство незаменимости Минтимера Шаймиева. Ведь, по версии обвинения, сообщение о его смерти вызвало у жителей республики "ощущение неотвратимой угрозы стабильности политической и экономической жизни общества".

Дело об убийстве ингушского оппозиционера

11 декабря горсуд Карабулака приговорил Ибрагима Евлоева (охранника бывшего министра внутренних дел Ингушетии), застрелившего владельца оппозиционного сайта Ingushetia.ru Магомеда Евлоева, к двум годам колонии-поселения.

31 августа 2008 года Магомед Евлоев прилетел в Магас на одном самолете с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым. По сообщению Ingushetia.ru, на борту у них возникла перепалка, чуть не перешедшая в драку. Сразу после посадки Магомеда Евлоева задержали сотрудники МВД. По версии следствия, в милицейском автомобиле оппозиционер Евлоев попытался отобрать автомат у одного из конвоиров. Во время потасовки милиционер Евлоев произвел случайный выстрел, пуля попала задержанному в висок.

Убийство Магомеда Евлоева и возросшая после этого напряженность в республике привели к смене власти: Мурата Зязикова на посту президента республики в октябре 2008 года сменил Юнус-Бек Евкуров. Однако в целом ситуация в Ингушетии не изменилась. В октябре 2009 года был расстрелян Макшарип Аушев, руководивший сайтом Ingushetia.ru после гибели Магомеда Евлоева.