Издание ссылается на протокол заседания в Институте физико-химической биологии МГУ, которое состоялось 5 октября. "Помните, что текущие правила обязывают ученых получать разрешение на публикацию любой статьи, выступление на конференции или презентации", - говорится в протоколе.
Отметим, что это касается научных статей, которые публикуются как и в России, так и за границей. Директор Института физико-химической биологии МГУ Владимир Скулачев отказался ответить на вопрос журнала относительно новых обязанностей ученых. Профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Михаил Гельфанд прокомментировал правила: "Это возвращение в советские времена, когда, чтобы послать работу в зарубежный журнал, нам приходилось получать разрешение, подтверждающее, что результаты не новы и не важны, и, следовательно, могут быть опубликованы за границей".
Источники NEWSru.com в НИИЯФ МГУ рассказали, что и сейчас все материалы, отправляемые на публикацию (даже первые версии и промежуточные правки) надо сначала показывать сотрудникам Группы защиты информации, если в публикации указывается аффилиация МГУ. При этом, по словам источников, на практике это зачастую неосуществимо.
Научный сотрудник Института географии РАН Вячеслав Шупер рассказал, что подобные правила действуют и в других научных учреждениях в России. По его словам, разрешения на публикацию должны получать и географы в МГУ. В своей статье "Возвращение полицейщины" в газете "Троицкий вариант" он напомнил, что подобные правила предварительной проверки статей действовали в СССР. Он также добавил, что ученые одного из институтов Уральского отделения РАН жалуются на то, что им приходится переводить на русский свои работы специально для проверки.
"Ползучее восстановление акта экспертизы - чисто полицейская мера, направленная на усиление управляемости и подконтрольности. Она имеет и важное психологическое значение: пойдешь ли на митинг, зная, что тебе скоро оформлять этот акт? Будешь ли там выступать с пламенной речью и давать откровенные интервью?" - задается вопросом Шупер.
"Подготавливаются организационные структуры и формируется психологический климат, потребные для восстановления полномасштабной цензуры. Ведь секретными инструкциями можно запретить публиковать любую нежелательную информацию, как это и было в советские времена, когда запрещалась публикация даже неблагоприятных сравнений с зарубежными странами", - указал он.
Как отмечает Meduza, в 2006 году президент России Владимир Путин сделал государственной тайной "Сведения о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики". Похожая формулировка была и в исходной версии закона, принятого в 1995 году.