Мужчины не захотели, чтобы их любимые женщины на старости лет лишились поддержки сильной половины семьи, и решили последовать за своими супругами в Республику Корея. Об этом, рассказывая о предстоящей в конце октября репатриации сахалинских корейцев на историческую родину, сообщил агентству руководитель Сахалинской общественной организации Николай Пак.
Первая группа репатриантов в нынешнем году вылетит в Сеул 29 октября, всего же в Южную Корею с октября по январь 2009 года отправится 561 человек, в том числе два русских супруга корейских женщин.
Правом на репатриацию обладают корейцы, родившиеся на Сахалине до 1945 года, когда южная половина острова была принадлежала Японии. По принудительной рабочей мобилизации она завозила на Сахалин корейцев, обещая вернуть их на родину по истечении срока мобилизации. Однако после окончания Второй мировой войны Япония бросила их, формально своих подданных, на Сахалине.
Возвращения на родину корейцам пришлось ждать полвека, ведь Южную Корею СССР признавать не хотел, а о репатриации в Северную вопрос никем особо не поднимался. К тому же, практически все сахалинские переселенцы - крестьяне с юга страны. Письма из Южной Кореи не приходили и туда не отправлялись. Вспоминать вслух, что у тебя там родственники, не следовало.
Лет 20 назад корейцы заговорили о репатриации. Под давлением корейских и японских активистов (Японии одна из таких организаций называлась "Общество по размышлению о послевоенной ответственности Японии в Азии" ) возник проект репатриации. Япония выделила средства на строительство в Южной Корее дома для престарелых на восемьдесят мест и первого 500-квартирного дома для репатриантов.
В дом престарелых въезд прекратился еще в 2000 году: он заполнен до отказа, новые дома, строит правительство Республики Корея, оно же берет своих сахалинских братьев на полное государственное обеспечение.
Двухкомнатные квартиры для корейцев с Сахалина предназначаются для семейных пар. Детей брать с собой нельзя - Япония не считает себя в долгу перед теми, кто родился уже в СССР, а Корея не в состоянии брать на себя заботу обо всех поколениях сахалинских корейцев. Действующие до сих пор правила запрещают приезжать с русской женой или вообще без жены, а о том, что у возвращающейся на родину пожилой кореянки может быть русский муж, возможно, даже не подумали.
В течение последних десяти лет с Сахалина в Республику Корея выехали уже более полутора тысяч человек.
73-летний горняк Николай И Дян У, всю свою жизнь проработавший инженером на шахте в поселке Горнозаводск Невельского района и переселившийся на историческую родину в 2007 году, сказал, что для русских репатриантов не будет никаких проблем в общении с земляками. Сахалинские корейцы и в Республике Корея обычно продолжают общаться на русском языке и поддерживать дружеские отношения друг с другом.
Долгое время были практически единственными иностранцами на территории Южной Кореи, с которыми сами корейцы как-то взаимодействовали, были американские военные - и на несколько десятилетий самым типичным видом смешанного брака в Корее стал между американским военным и кореянкой, которые в абсолютном большинстве случаев уезжали в США после завершения срока службы супруга.
Точной статистики таких браков нет, но считается, что после 1945 года замуж за американца вышло около 100 тысяч кореянок. Сейчас в большинстве случаев в брак с гражданами иных стран в Южной Корее вступают мужчины, а женщины, выходя за иностранцев, чаще покидают страну.