Глава правозащитной организации "Русь сидящая" Ольга Романова в комментарии РБК обратила внимание на то, что покойный находился в СИЗО N5, где "статусные" арестанты - большая редкость. По ее словам, высокопоставленные заключенные чаще попадают в специзолятор "Матросской тишины" или в изолятор "Лефортово", которые управляются специальным подразделением ФСИН и неофициально контролируются ФСБ.
СИЗО-5, или "Водник", где находился Евдокимов, располагается рядом со станцией метро "Водный стадион". Изолятор известен тем, что там под арестом содержатся обвиняемые по громким экономическим делам, пояснил РБК фигурант "болотного" дела Степан Зимин, который сидел под арестом в "Воднике". По его словам, это "один из самых "красных" изоляторов Москвы" и полностью контролируется администрацией.
Чуть более месяца назад Владимир Евдокимов был переведен из спецблока в обычную камеру, обратили внимание председатель столичной общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в местах принудительного содержания Вадим Горшенин и член комиссии Иван Мельников.
По словам Мельникова, который посещал СИЗО-5 в субботу и воскресенье, в новой камере Евдокимова, в отличие от предыдущей, не было видеонаблюдения. "В большинстве помещений видеонаблюдения нет. А до этого он на спецблоке был - там можно было за ним приглядеть", - пояснил член ОНК.
В предыдущей камере у Евдокимова было пять сокамерников среднего и старшего возраста, в новой сидели 11 человек, в основном молодых людей, которые впервые попали за решетку. "Сокамерники - это молодые ребята. Несколько человек обвиняются в мошенничестве и незаконной банковской деятельности, но большинство - в незаконном обороте наркотиков", - уточнил Мельников.
Зампред Общественной наблюдательной комиссии Ева Меркачева в интервью "Коммерсанту" отметила, что обстановка в обеих камерах, где находился Евдокимов, была спокойной - арестант не жаловался на сокамерников и был неконфликтным человеком. Он много читал, писал сказки для своих семерых детей и несколько раз просил отвести его в храм, расположенный на территории изолятора. В этой просьбе ему отказывали.
Сокамерники Евдокимова рассказали общественным наблюдателям, что нашли тело топ-менеджера госкорпорации в туалете около 4 часов утра. Он лежал на полу с двумя колотыми ранами груди и перерезанной шеей. "Дверь в туалет была закрыта изнутри. Они пытались до него докричаться, дергали дверь, из-под нее потекла кровь", - пересказывает Мельников версию сокамерников. Потом сотрудники ФСИН и заключенные якобы перенесли истекавшего кровью топ-менеджера "Роскосмоса" из туалета, вызвали дежурившую в СИЗО-5 медсестру и карету скорой помощи, однако прибывшим медикам оставалось только констатировать смерть. Евдокимов потерял много крови.
Однако, как передает ТАСС, в правоохранительных органах рассказали иную версию - тело Евдокимова будто бы нашел в туалетной комнате охранник во время обхода. И к этому времени Евдокимов уже был мертв. А сокамерники вообще ничего не слышали и не видели.
Телеканал "Дождь", которому удалось опросить четырех сокамерников погибшего, рисует совершенно иную картину произошедшего. Все свидетели говорят, что после 12 ночи заключенные легли спать и заснули очень крепко. А проснулись, как сообщает канала, от того, что один из сокамерников выбивал дверь в туалет, где лежал уже мертвый Евдокимов. Один из заключенных перетащил его труп, но не объяснил зачем. Якобы в день своей смерти Евдокимов писал письма и заполнял документы. Но позже занервничал и закурил, чего раньше не делал. Один из сидевших с ним в камере заключенных заявил, что Евдокимов вечером чистил яблоко, возможно, тем самым ножом, который потом нашли следователи.
Как отмечает "Интерфакс", перед смертью Евдокимов (26 марта ему бы исполнилось 56 лет) пытался оказать сопротивление нападавшим. "По результатам осмотра тела погибшего на основе обнаруженных на теле изменений можно предварительно предположить, что погибший перед смертью пытался оказать сопротивление, однако его сил не хватило", - сказал источник агентства.
По факту смерти Владимира Евдокимова возбуждено уголовное дело по статье "Убийство" (ст.105 УК РФ), тело убитого отправлено криминалистам для проведения необходимых экспертиз. Прокуратура Москвы начала проверку соблюдения законов о содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в ФКУ СИЗО-5 УФСИН Москвы. Столичное управление ФСИН также сообщило о начале служебной проверки.
Источник "Интерфакса" в правоохранительных органах также предположил, что убийство высокопоставленного сотрудника госкорпорации могло быть выгодно лицам, на которых он мог дать показания. Глава "Руси сидящей" Ольга Романова согласилась с тем, что речь может идти о "государевых людях", у которых в деле Евдокимова есть "частный интерес".
Хищения у "МиГа"
Басманный суд Москвы в декабре прошлого года санкционировал заключение под стражу Евдокимова и бывшего гендиректора ЗАО "Научно-технический центр" Александра Золина. Фигурантам предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Свою вину они не признают. Следствие утверждает, что фигуранты через ряд подконтрольных им коммерческих организаций незаконно приобрели права на государственное имущество ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" стоимостью не менее 200 млн рублей.
По этому делу проходят обвиняемыми еще трое: бывший гендиректор "Вертолетной сервисной компании" Аким Носков, бывший первый замгендиректор "Вертолетной сервисной компании" Алексей Андреев, а также Алексей Озеров. Озеров вместе с братом Акима Носкова Егором, занимавшим пост замгендиректора ПАО "Туполев", находятся под стражей в рамках другого дела о хищении имущества РСК "МиГ". Аким Носков и Андреев скрылись от следствия и объявлены в международный розыск.
В "Роскосмосе" до последнего занимались защитой своего топ-менеджера, даже после ареста сохранив за ним должность исполнительного директора.
"Он и его коллеги напряженно работали, ездили по всей стране, внедряя современные нормативы и регламенты, мотивируя специалистов. Во многом именно благодаря им предприятия "Роскосмоса" теперь производят более качественную и надежную технику, - заявил "Коммерсанту" глава госкорпорации Игорь Комаров. - Я обращался с ходатайством в правоохранительные органы, чтобы его отпустили под залог, но, к сожалению, этого не произошло. Сейчас мы скорбим и думаем о семье Владимира, о детях, у которых больше нет отца. И будем настаивать на выяснении всех обстоятельств его гибели и всестороннем расследовании дела".