В ведомстве выразили "недоумение" по поводу слов начальника управления правовой статистики Генеральной прокуратуры Олега Инсарова, который согласился с авторами доклада, заявив, что с фальсификациями не борются. Он заявил, что прокуроры выявили более двух тысяч случаев, когда полицейские подделывали подписи и печати прокуроров, но их за это не привлекли к ответственности. Именно эти случаи Колокольцев попросил проверить .
В МВД также напомнили, что на Генпрокуратуру "возложена обязанность организации ведения статистики о состоянии преступности", и указали, что официальная позиция ведомства - "максимально объективно отражать официальную статистику о количестве совершаемых в России преступлений". И любой сотрудник за нарушения учетно-регистрационной дисциплины, независимо от занимаемой должности, привлекается к строгой дисциплинарной ответственности - вплоть до увольнения и уголовного преследования, отметили в МВД.
Пути решения проблем с фальсификацией, по данным министерства, уже давно ищут, заявили в ведомстве, указав, что "критика чужих действий несоизмеримо проще их реального воплощения в жизнь". Вместе с тем в МВД поблагодарили экспертов, которые подготовили доклад о сокрытии статистики.
"Министерство внутренних дел Российской Федерации не заинтересовано никоим образом приукрашивать действительность. Для ведомства крайне важно знать реальную картину состояния преступности в стране для своевременного реагирования на изменение криминогенной ситуации", - говорится в заявлении. Там отметили, что готовы "к открытому и честному диалогу с компетентными специалистами", но выступают против "голословного и популистского очернительства деятельности всего ведомства".
Отметим, что реакцию МВД вызвал отчет под названием "Криминальная статистика. Через открытость к управляемости", подготовленный Институтом проблем правоприменения и презентованный на днях, 18 марта, "Комитетом гражданских инициатив" Алексея Кудрина. По данным экспертов, причина того, что МВД рапортует об улучшении криминогенной ситуации в стране, вовсе не снижение преступности, а то, что регистрируется лишь часть заявлений о правонарушениях.
Данные искажаются в отделениях полиции, но выгодно это руководству, поскольку статистика "служит для оценки работы ведомств". "По оценке ВНИИ Генпрокуратуры, уровень фактической преступности более чем в восемь раз превышает уровень зарегистрированной", - говорится в исследовании. По данным авторов работы, в 2013 году МВД России зарегистрировало 28,4 миллиона сообщений о происшествиях, из которых 10,8 миллиона были рассмотрены как сообщения о преступлениях. Однако зарегистрированы как преступления были только 2,2 миллиона случаев.
По данным "Медузы", в основе опубликованного исследования лежит полугодовая работа его авторов в полицейских участках разных городов страны. Они наблюдали процесс регистрации заявлений, интервьюировали полицейских и выяснили, что для улучшения статистики те либо не регистрируют заявления граждан, либо регистрируют, но дела потом не возбуждают. Кроме того, авторы доклада раскритиковали процесс сбора статистики. С появлением в полиции компьютеров работы стало не меньше, а больше, потому что наряду с электронными документами приходится заполнять бумажные статистические карточки.
В своих рекомендациях эксперты Института проблем правоприменения предлагают несколько способов исправить ситуацию: создать независимое отдельное ведомство, которое будет заниматься отчетностью, дать больше полномочий по сбору статистики Генпрокуратуре и сделать данные доступными для общественного контроля. Примечательно, что во время обсуждения доклада начальник управления правовой статистики Генпрокуратуры России Олег Инсаров указал: в прошлом году было выявлено более двух тысяч фактов искажения статистики, но наказания никто не понес.