МВД республики 10 марта провело брифинг, на котором начальник отдела по борьбе с религиозным экстремизмом местного УБОПа Арсен Тишков заявил, что республиканские школьники всё больше и больше проникаются идеями ваххабизма. Виновниками милиционер счёл старшеклассников, которые навязывают младшим школьникам "нездоровые" религиозные идеи.
Арсен Тишков утверждает, что "нередки факты, когда старшеклассники заставляют учащихся делать на мобильных телефонах заставки исламской тематики, закачивают им фотографии и видеоклипы, на которых изображены диверсионно-террористические акты. Такие скандальные выводы были сделаны в результате "анализа, проведённого по школам Нальчика", туманно выразился Тишков.
Однако представить себе, как здоровый лоботряс отнимает у малолетки мобильник, закачивает туда видеоклип, а потом возвращает телефон юному владельцу, довольно сложно. Кроме того, как ни крути, это напоминает некоторые эпизоды из солженицынского "Архипелага ГУЛАГ", где описано, как в конце 40-х годов чекисты раскрывали один за другим заговоры школьников, отмечает газета "Версия".
Как рассказали несколько школьников, заподозренных в ваххабизме, проблемы с милицией у них возникли после того, как их поймали за чтением намаза. Ученики, понимая, что молиться не так уж безопасно, спрятались под лестничным пролётом, где их и застукали преподаватели. Ещё несколько "мальчиков-ваххабитов" оказались родственниками повстанцев, погибших 13 октября во время штурма в Нальчике. Кроме того, под подозрение попадают все, кто откликается на "исламское" имя, не прописанное в метрике.
Попавших в "ваххабитские списки" начинают преследовать, допрашивать, пытать
Кроме того, выяснилось, что преподаватели школ города Нальчика проводят со своими подопечными беседы об отношении к религии и соблюдении религиозных норм. Содержание этих разговоров становится известно правоохранительным органам, и тогда с некоторыми учениками начинают беседовать уже люди в погонах, иногда в школе, а иногда их увозят и в отделение милиции. Детей заставляли подписывать протоколы этих бесед, а в ряде случаев и снимали отпечатки пальцев. Всё это происходит без родителей и без адвокатов, отмечает издание.
Показательно, что большинство из этих школьников и их родителей сильно напуганы, они поясняют, что боятся попасть в так называемые "ваххабитские списки". Попавшего в такой список начинают преследовать, допрашивать, пытать и принуждать оговаривать товарищей. Люди даже боятся, чтобы на них ссылались, опасаясь мести милиционеров.
Так, адвокат Лариса Дорогова рассказала, что её сына Хаджимурата, учащегося местного профтехучилища, завуч вызвала прямо с урока и отвела в кабинет директора. Там Хаджимурата допросили милиционеры. Поначалу он не хотел отвечать на их вопросы, но ему пригрозили отвести в милицию и поговорить там "по-другому".
Подростку задали вопросы о том, верующий ли он, читает ли намаз и на чьей он стороне - милиционеров или мятежников. Ответы запротоколировали и заставили его подписать. Его мать, понимая, что как минимум нарушены нормы российского УПК, потребовала у милиционеров объяснений. Но они сообщили ей, что у них были веские основания - заявление директора училища, что мальчик призывал одноклассников к уничтожению неверных. Но теперь, после допроса, у них претензий к её сыну нет.
Однако Дороговой удалось выяснить, что директор написала такое заявление не до, а после визита милиционеров. Столь пристальное внимание к своему сыну женщина связывает с тем, что "неоднократно оказывала юридические услуги семьям мусульман, убитых 13 октября 2005 года, и теперь милиция пытается давить на неё, создавая угрозы её сыну".
В МВД Кабардино-Балкарии все отрицают
В свою очередь, пресс-секретарь МВД КБР Марина Кясова заявила, что все рассказы про допросы, протоколы, отпечатки пальцев - ложь от первого до последнего слова, а адвоката Ларису Дорогову вообще слушать нельзя, так как она "никого не представляет, кроме себя".
С другой стороны, пресс-секретарь ничего вразумительного о методах сбора информации, свидетельствующей о популярности "ваххабизма" среди школьников, сказать не смогла. По её мнению, это, скорее всего, учителя "выявляют и сигнализируют".
Со своей стороны, министр образования Кабардино-Балкарии Ахмед Шогенов заявил, что вообще ничего не знал о школьном ваххабизме и о скандальном брифинге МВД. Услышав имя Арсен Тишков, он поинтересовался, кто это такой.
Однако, с его слов следовало, что учителя теперь действительно обязаны быть "более осведомлены, чем занимаются их подопечные в свободное от занятий время". По его мнению, этому "способствует реализация соответствующего национального проекта, согласно которому повышается ответственность классных руководителей, за что они получают дополнительное денежное вознаграждение". Но при этом Ахмед Шогенов был искренне убеждён, что никакие милиционеры никого в подведомственных ему организациях не допрашивают.
Но брифинг провело республиканское МВД, а не Минобразования, поэтому остается вопрос, кто и как обязал учителей работать осведомителями. По неподтверждённым данным, Совбез КБР недавно действительно "спустил" секретную директиву, согласно которой преподавательский состав должен такими методами проводить профилактику экстремизма. Но без этого допущения понять, с чего вдруг милиционеры решили, что ваххабизм угрожает школам Кабардино-Балкарии, невозможно.