Кроме того, как сообщала накануне Asahi(перевод на сайте Inopressa.ru), американским репортерам, готовящимся освещать события в Ираке, не будет предоставлена свобода действий - все они будут обязаны выполнять установленные требования.
Традиция американских военных держать прессу на расстоянии сложилась еще со времен войны во Вьетнаме. Во время предыдущей войны в Персидском заливе журналисты находились от передовой линии фронта настолько далеко, что эту войну даже назвали "невидимой".
Как заявили компетентные источники, внезапное смягчение правил в этот раз является частью тактики администрации Буша, стремящейся получить сочувствие общественности. Правила для работы прессы во время освещения действий ВМС США имеют следующее содержание:
Основные правила
- Все интервью с военным персоналом должны записываться на магнитофонную пленку.
- Интервью с пилотами и экипажами самолетов могут проводиться только по окончании полетов.
- Временные ограничения для прессы, включая запрещение съемок и репортажей, могут устанавливаться из соображений безопасности.
- Ограничения будут отменяться сразу после решения проблемы безопасности.
Информация, разрешенная для публикации
- Информация об объектах, которые подверглись бомбардировкам.
- Общее описание наземных баз.
Информация, не подлежащая публикации
- Особая информация о количестве развернутых судов.
- Наименования и места расположения особых формирований.
- Информация о наступательных операциях.
- Информация об операциях, которые были отменены или отсрочены.
10 марта около 80 военных корреспондентов, собирающихся освещать оперативные действия ВМС, были собраны в Кувейте на заключительный брифинг.
Корреспонденты атаковали представителя ВМС своими вопросами о контроле за прессой. Ответственный представитель ВМС заверил группу журналистов в том, что военные не будут контролировать само содержание репортажей и сообщений, хотя могут быть и исключения.
"Если тема будет иметь "деликатный характер", репортажи по телефону могут контролироваться, а статьи - подвергаться цензуре", - заявил представитель ВМС.
Такой ответ, естественно, породил целый ряд вопросов относительно "особых обстоятельств".
Представитель ВМС подчеркнул, что для военных будет важно не то, в какой форме написана статья, а то, не раскрывает ли ее содержание общего стратегического плана. И речь идет не только о данных, касающихся конкретного военного подразделения, но о любой информации, которая может негативно повлиять на безопасность и обеспечение секретности соответствующих материалов.
Когда был задан вопрос о возможном "вычеркивании" определенных мест из текстов информационных материалов, представитель ВМС не дал четкого определения тому, что подпадает под такое вычеркивание. В своем объяснении он вновь оперировал такими словами, как "безопасность" и "деликатное содержание".
Будет ли корреспондентам разрешено делать прямые репортажи с мест военных действий?
На этот вопрос корреспонденту ответил командир военного подразделения, к которому этот корреспондент прикреплен: "Если вы будете постоянно находиться с военным подразделением, вы, естественно, будете свидетелем боевых действий, которые непрерывно будут вестить на протяжении нескольких часов или даже дней".
На это корреспондент возразил, что имеется информация о том, что все репортажи и трансляции во время ведения боевых действий могут быть запрещены.
Вопрос, в каких пределах можно будет вести прямые репортажи с линии фронта, не переставал волновать корреспондентов до окончания брифинга.
В итоге военные пообещали, что корреспондентам будет разрешено находиться с подразделениями столько, сколько возможно, даже в случае риска для их собственной жизни. С одним уточнением: "Командующий имеет право не разрешить корреспондентам сопровождать подразделение, если будет открыт интенсивный перекрестный огонь".
Опытные корреспонденты стремятся приблизиться к театру военных действий как можно ближе. От этого напрямую зависит качество их репортажей и ценность отснятых материалов, а от качества полученной информации, в свою очередь, зависит и размер оплаты.