Разрабатывать алкогольную политику в стране может коллегия Минздрава, научный или координационный советы по согласованию с другими ведомствами, министерствами или организациями, сказал министр. А дело санэпидслужбы - контролировать качество продукции, считает Шевченко.
По словам Шевченко, в 2000 году потребление крепких спиртных напитков снизилось на 13%, и заслугой пивоваров, по его мнению, стало то, что они "оттянули нацию в сторону потребления более слабых напитков".
Противостояние пивных производителей и властей достигло кульминации в декабре, когда главный санитарный врач России Геннадий Онищенко подписал постановление "Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией". В постановлении, в частности, шла речь о необходимости ограничить продажу пива и запретить рекламу его крепких сортов.
В документе говорилось, что "наблюдающийся рост потребления пива в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения".
Геннадий Онищенко призывал юридически признать пиво крепостью выше 1,2% алкоголем, то есть изменить показатель ГОСТа, по которому алкоголем считается продукция, содержащая более 9,4% спирта. Таким образом, главный санитарный врач затронул интересы рекламных компаний, фактически предложив запретить рекламу пива. Помимо этого, он предложил ввести ограничения в потреблении пива, например, запретить продажу этого продукта лицам моложе 18 лет.
Минюст тогда признал постановление законным. Производители пива же восприняли это постановление как покушение на интересы пивоваренного бизнеса. Руководители петербургских пивоваренных предприятий отправили совместное письмо премьер-министру Михаилу Касьянову. В нем утверждалось, что постановление противоречит действующему законодательству, а деятельность главного санитарного врача выходит за рамки его компетенции.
Далее защищать интересы пивоваренных компаний начало Министрество по антимономольной политике, возбудив дело против Минздрава по признакам нарушения антимонопольных законов.