Книга "Элита русской разведки", увидевшая свет в прошлом месяце, пролила новый свет на шпионов эпохи холодной войны, сообщает Reuters (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Супергероев не существует, супергерои бывают лишь в фильмах, – написал бывший разведчик, Герой Советского Союза Владимир Карпов в предисловии к своей книге. – Но реальная шпионская работа всегда оказывается интереснее любого вымысла".
Ежегодно выходит в свет около десяти подобных книг, в их издании оказывает помощь Служба внешней разведки (СВР). Цель таких книг – изменить имидж российских шпионов, уйти от образа, созданного, к примеру, Яном Флемингом, автором книг о Джеймсе Бонде.
"Такая политика открытости позволила нам избавиться от многих мифов и легенд", – говорит Борис Лабузов, который сегодня является руководителем пресс-бюро СВР. В выходных данных книги его имя упомянуто в качестве научного консультанта.
"Людей всегда привлекает то, о чем они не знают. И сегодня мы рассказываем о том, что такое разведка и чем занимаются ее сотрудники".
Лабузов давал интервью в светлом, просторном офисе Службы внешней разведки, которое совсем не похоже на мрачное здание бывшего КГБ на Лубянке, которое связывают с легендами о советских шпионах.
"Мы должны объяснить обществу, для чего нам необходим орган, который занимается внешней разведкой. Налогоплательщики имеют право знать, куда идут их деньги", – заявил Лабузов.
Он не стал распространяться о том, какие операции ведет СВР сегодня. В то время как государство возглавляет Путин, сам бывший шпион, российские спецагенты часто оказываются в центре скандалов. После того как Владимир Путин был избран президентом в 2000 году, было не менее шести случаев высылки российских дипломатов из других стран.
В прошлом году российские органы оказались в кризисной ситуации, когда власти Катара приговорили к тюремному заключению двух агентов за убийство лидера чеченских повстанцев, который находился в изгнании в Катаре, – другими словами, за "топорную работу", за которую КГБ должно быть стыдно. Но эксперты утверждают, что, несмотря на такую политику открытости, разведслужбы еще не находятся под демократическим контролем и до этого еще очень далеко.
"Ситуация изменилась, и уже нет того противостояния, которое было раньше", – говорит Михаил Любимов, бывший шпион в Великобритании, который в конце 80-х годов стал писателем и журналистом.
"Конечно, в советские времена было по-другому: Прекрасно, что они говорят и выпускают книги. Но я бы не назвал это триумфом открытости". Первого заместителя директора Службы внешней разведки Владимира Завершинского вряд ли можно назвать ярым демократом. В новой книге он критикует попытки российского парламента установить контроль над разведоперациями после распада Советского Союза.
"Нас разрушали бессмысленные парламентские расследования и различные депутатские комиссии, которые, поверьте мне, отличались непрофессионализмом", – сказал Завершинский в интервью, которое опубликовано в книге.
В этом интервью Завершинский также критикует российское демократическое правительство за то, что оно не оказало поддержки авторитарным лидерам Восточной Германии – в том числе бывшему шефу немецких спецслужб "Штази" Эриху Мильке.
"Их просто сдали, вышвырнули из России, забыв о том, что они были не только близкими союзниками, но и антифашистами, героями Советского Союза", – сказал Завершинский.
Некоторым людям, связанным со спецслужбами, кажется, что политика открытости заходит слишком далеко.
"Я не понимаю, почему эти люди так много говорят о шпионах, это совершенно неправильно", – говорит Валентин Величко, руководитель организации ветеранов внешней разведки. Величко сыграл ключевую роль в освобождении голландского врача Арьяна Эркеля, который в прошлом году попал в заложники на Северном Кавказе.
"Законодательный контроль необходим, так как разведывательная деятельность оплачивается налогоплательщиками, но такой контроль должны осуществлять бывшие агенты, профессионалы, которые знают эту сферу", – считает Величко. Но, учитывая тот факт, что в российском теперь множество бывших шпионов – включая президента Путина, министра обороны Иванова и нескольких высокопоставленных сотрудников президентской администрации, они вряд ли позволят государству так же вмешиваться в свою работу, как в первые постсоветские годы.
"Те времена нельзя сравнить с сегодняшним днем. Мы чувствуем, что государство и президент нуждаются в нас. Глава СВР еженедельно отчитывается перед руководством страны, а в случае необходимости – и чаще", – сказал Завершинский в одном из интервью.