В промежутке между саммитом G8 в Санкт-Петербурге и открывающимся в пятницу неформальным саммитом СНГ в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров дал интервью газете "Коммерсант", в котором затронул основные вопросе российской внешней политики
Reuters
В промежутке между саммитом G8 в Санкт-Петербурге и открывающимся в пятницу неформальным саммитом СНГ в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров дал интервью газете "Коммерсант", в котором затронул основные вопросы российской внешней политики.

Так, говоря о главной теме последних дней – военной операции Израиля в Ливане – Сергей Лавров заявил, что Россия далека от осуждения той или другой стороны в конфликте. "Мы убеждены, что осуждением той или иной стороны результата не добиться. Мы призываем к тому, чтобы в качестве первого шага незамедлительно объявить о прекращении огня. Об этом настоятельно просит и премьер-министр Ливана. Прежде всего необходимо именно прекращение огня. И стороны должны осуществить все то, о чем говорится в заявлении "восьмерки". Это и освобождение заложников, это и прекращение взаимных обстрелов, это и освобождение членов кабинета и парламента палестинской администрации", - сказал министр.

"Если начинать думать в категориях "кто виноват", как пытаются делать некоторые государства, обвиняя конкретные страны, конкретных лидеров, то это только, по-моему, будет еще больше нагнетать страсти. Мы же стараемся задуматься над тем, что делать", - добавил Лавров.

По его мнению, даже американцы и европейцы признают, что провокация была устроена радикальными элементами "Хизбаллах", однако при этом, по словам Лаврова, "Нельзя весь "Хизбаллах", как и весь "Хамас", причислять к тем, кто стоит по ту сторону баррикад".

"Надо бороться за то, чтобы и "Хамас", и "Хизбаллах" свои во многом законные политические устремления реализовывали через участие в политической жизни соответственно Палестины и Ливана, а не через террористические акты, не через насилие", - заявил Лавров.

Говоря о вступлении России в ВТО, Лавров повторил, что Россия "хочет качественного присоединения к ВТО на условиях, которые будут, во-первых, недискриминационными по сравнению с условиями, на которых вступали другие". При этом он признал, что к саммиту в Петербурге не удалось найти компромисс с последним главным переговорным партнером, с которым Россия еще не заключила протокола двустороннего присоединения к ВТО, - США. По его словам, не согласованы вопросы, связанные с сельским хозяйством, прежде всего с торговлей мясом.

"Беда в том, что уже не первый раз называемые нашими партнерами сроки ожидаемого завершения переговоров не выполняются и не выполняются потому, что нам пытаются навязать условия, которые выходят либо за стандартные рамки ВТО, либо за рамки нашего законодательства. Причем это не то, что мы не готовы свое законодательство менять. Но нам предлагают жертвовать такими его положениями, которые гарантируют здоровье наших граждан через проверку, как мы это понимаем, качества продуктов", - посетовал министр.

Затрагивая проблему абхазского и югоосетинского конфликтов, Лавров открыто обвинил Грузии в саботировании процесса урегулирования. "Грузинская сторона последовательно саботирует работу механизмов, которые были созданы для урегулирования югоосетинского и абхазского конфликтов. Саботирует и договоренности, участницей которых она сама являлась. Отказывается от предложений той же ОБСЕ заключить договор с югоосетинской и абхазской сторонами о неприменении силы и о гарантиях безопасности в зоне конфликта. Отказывается возобновить возвращение беженцев в Абхазию, хотя процедуры, которые предлагает управление верховного комиссара по правам беженцев, давно известны и лежат на столе. И последнее обострение ситуации вокруг миротворцев нас очень тревожит. Помимо двух провокационных задержаний автомобиля посольства с нашими дипломатами был подрыв на мине одного из наших миротворцев. А мины появились там совсем недавно с грузинской стороны. Много фактов, которые просто не могут не возбуждать подозрение, что готовится какая-то силовая акция в Южной Осетии. И требование парламента о выводе миротворцев – звенья одной цепи. Решение парламента – это попытка обострить ситуацию до предела", - заявил Лавров.

Отвечая на вопрос, готова ли Россия в случае открытого вооруженного противостояния защищать своих граждан, Лавров ответил: "Мы во вторник подтвердили, что будем защищать наших граждан всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами. Потому никому не рекомендую посягать на жизнь и достоинство наших граждан, наших миротворцев".

Лавров также раскритиковал власти Молдавии, представители которой вслед за Грузией потребовали вывести российских миротворцев из Приднестровья. "Там стоят миротворческие силы, россиян там около 500 миротворцев, они в основном охраняют склад с боеприпасами. Каким образом эта группа людей может влиять на демократичность выборов, я не знаю. Молдавское руководство прекрасно понимает, что все это беспочвенные заявления", - сказал Лавров.