Уголовное дело было возбуждено следственным департаментом МВД России 15 ноября 2017 года. В конце февраля 2018 года МИД РФ сообщил о совместной операции российских и аргентинских правоохранительных органов ("12 королев") по пресечению поставки крупной партии наркотиков на европейский рынок
Gendarmería Nacional‏ / Twitter
В понедельник Солнцевский районный суд Москвы назначил на 14 февраля отбор присяжных заседателей для рассмотрения по существу уголовного дела о поставках кокаина из Аргентины в Россию и европейские страны. Об этом ТАСС сообщил адвокат одного из фигурантов дела Александр Костанянц. Крупный канал контрабанды наркотиков был перекрыт после того, как чемоданы с кокаином нашли на территории российского посольства.

"Суд в понедельник провел предварительные слушания и удовлетворил наше ходатайство о рассмотрении дела с участием присяжных, назначив их отбор на 14 февраля в 12:00 мск", - сказал защитник.

Адвокат уточнил, что защита по итогам предварительных заседаний готовит апелляционые жалобы в связи с неправильной подсудностью дела и с отказом суда исключить ряд доказательств. "Мы считаем, что дело, исходя из обстоятельств, должен рассматривать Дорогомиловский суд Москвы, а не Солнцевский. И второй момент, суд в ходе предварительных слушаний отказал защите в удовлетворении всех ходатайств об исключении доказательств как полученных незаконным путем. Мы намерены эти решения обжаловать", - пояснил Костанянц.

Операция "12 королев"

Уголовное дело было возбуждено следственным департаментом МВД России 15 ноября 2017 года. В конце февраля 2018 года МИД РФ сообщил о совместной операции российских и аргентинских правоохранительных органов ("12 королев") по пресечению поставки крупной партии наркотиков на европейский рынок. По данным российского внешнеполитического ведомства, партия кокаина весом 362 кг, найденная в одном из зданий посольства РФ в Буэнос-Айресе, принадлежала Али Абянову - сотруднику дипмиссии из технического состава, который к тому моменту уже завершил командировку.

В ходе следствия три человека - Владимир Калмыков, Иштимир Худжамов и Абянов - были задержаны в России, еще двое обвиняемых - в Аргентине. В Германии был задержан предполагаемый организатор преступной группы Андрей Ковальчук, это аргентинские дипломаты расценили как "ликвидацию банды наркоторговцев".

Операция по задержанию Калмыкова и Худжамова проходила в декабре 2017 года на базе МИД на западе Москвы, куда они приехали забрать груз. В ходе спецоперации кокаин был заменен на муку. Позднее в тот же день у подъезда своего дома был задержан бывший завхоз и сантехник посольства России в Аргентине Абянов, который частично признал вину при задержании, но позднее отказался от показаний.

Фигурантам дела предъявлены обвинения по статьям УК РФ "Покушение на совершение преступления", "Контрабанда" и "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в составе организованной группы".

В Аргентине в рамках расследования были задержаны полицейский из Буэнос-Айреса Иван Близнюк и механик Александр Чикало. Они отказались признать вину и заявили, что их оклеветал первый секретарь посольства России в Аргентине Олег Воробьев. По словам задержанных, дипломат дал "лживые" показания, чтобы отвести ответственность "от себя и других преступников и наркодипломатов".

Правоохранительные органы Аргентины в конце августа прошлого года сожгли кокаин, который был обнаружен в одном из зданий посольства России в Буэнос-Айресе. Наркотик был уничтожен в крематории в присутствии министра безопасности южноамериканской республики Патрисии Буллрич и посла РФ Дмитрия Феоктистова. По словам Буллрич, благодаря совместным действиям, которые включали в себя замену кокаина мукой и отслеживание поставки, удалось "разоблачить всю преступную цепочку как в Аргентине, так и в России".

В конце апреля этого года МВД завершило следственные действия и предъявило в окончательной редакции обвинение всем фигурантам.

МИД РФ неоднократно называл любую связь ведомства с "кокаиновым делом" попыткой очернить российских дипломатов вообще и посольство в Буэнос-Айресе в частности. В ведомстве отрицали любую причастность к переброске наркотиков, признавая в то же время вовлеченность в эту схему своих бывших сотрудников.