Кировский районный суд Ярославля отправил под домашний арест бывшего начальника исправительной колонии N1 Дмитрия Николаева, подозреваемого в организации пыток заключенного Евгения Макарова
Кировский районный суд г. Ярославля
Кировский районный суд Ярославля отправил под домашний арест бывшего начальника исправительной колонии N1 Дмитрия Николаева, подозреваемого в организации пыток заключенного Евгения Макарова. Главу пенитенциарного учреждения задержали 18 февраля.

В то время как Главное следственное управление СК настаивало на аресте Николаева, прокурор просил отправить его под домашний арест, аргументируя тем, что "заключение под стражу - слишком жесткая мера пресечения", сообщает Telegram-канал "Яркуб".

Адвокат потерпевшего Ирина Бирюкова подала ходатайство, чтобы во время заседания Николаев находился не в клетке, а рядом с адвокатами, как это предусматривает Европейская конвенция о защите прав человека. Суд удовлетворил ходатайство.

В итоге экс-начальнику колонии назначили домашний арест до 20 марта. Ему позволено раз в день в течение часа гулять. Жить он будет в съемной квартире в Ярославле. Уголовное дело расследуется по части 3 статьи 33, пункту "а", "б" части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий). Евгений Макаров не пришел на суд по мере пресечения. Заседание прошло в закрытом режиме.

После вынесения решения по Николаеву суд начал рассматривать вопрос о мере пресечения заместителю Николаева по безопасности Игиту Михайлову.

Дмитрия Николаева и его заместителя Игита Михайлова задержали 18 февраля по уголовному делу об истязаниях заключенных. По данным "Общественного вердикта", последнее время Михайлов работал в ярославском управлении ФСИН, а его родственник - зампрокурора по надзору за исполнением закона в исправительных учреждениях, он занимается делом о пытках Макарова, отмечает "Медиазона". Сейчас он, как и Николаев, стал подозреваемым в организации пыток.

Показания против Николаева и Михайлова дали другие фигуранты дела о пытках в ярославской колонии. Арестованные сотрудники ИК-1 на допросах рассказали что в июне 2017 года именно начальник колонии Николаев и его заместитель "дали добро" на проведение "воспитательной" работы с заключенным Евгением Макаровым. После избиения сотрудники колонии передали руководителям видеозапись пыток Макарова, как отчет о проделанной работе.

"Руководство колонии не просто было в курсе произошедшего, а исходя из показаний сотрудников ФСИН, имеющихся в распоряжении следствия и защиты потерпевших, именно руководители колонии санкционировали пытки", - подчеркивают в "Общественном вердикте".

Видео с пытками заключенного ИК-1 Евгения Макарова опубликовала "Новая газета" 20 июля 2018 года. К журналистам попала видеозапись регистратора одного из надзирателей, присутствовавшего на избиении. Осужденный лежал распятым на столе лицом вниз, а сотрудники колонии методично били его дубинками по ногам, время от времени поливая ему на голову воду из ведра. Макаров терял сознание, захлебывался водой и просил прекратить экзекуцию, однако сотрудники колонии только посмеивались. В пытке участвовали 18 надзирателей.

Потерпевший еще в 2017 году пытался добиться привлечения виновных к ответственности, но уголовное дело возбудили только после публикации видеозаписи, вызвавшей общественный резонанс. Оказалось, что пыткам в ИК-1 Ярославля также подверглись еще несколько человек, среди которых Руслан Вахапов и фигурант "болотного дела" Иван Непомнящих. Они вместе с Макаровым написали жалобы на силовиков.

Через месяц после публикации видео "Новая газета" обнародовала еще один ролик с издевательствами тюремщиков над несколькими заключенными.

На сегодняшний день обвиняемыми по делу о пытках проходят 14 сотрудников ярославских колоний. 13 из них находятся в СИЗО, еще один - заместитель начальника ИК-1 по воспитательной части Иван Калашников - из-за болезни помещен под домашний арест.

В деле фигурируют несколько эпизодов - пытки Макарова в ИК-1 летом 2017-го, в том числе издевательства над заключенными в той же колонии в ноябре 2016 года и избиение Макарова и заключенного Степана Нуждина в ярославской колонии N8.