Отвечая на вопрос "Как Вы думаете, существует ли сейчас военная угроза России со стороны других стран?", две трети граждан (68%) ответили положительно. В прошлом году такого мнения придерживались 52% опрошенных. Сомневаются в наличии внешней угрозы 28% россиян - в полтора раза меньше, чем в 2014 году (42%).
В то же время в два раза увеличилась доля положительных оценок состояния российской армии: 49% против 24% год назад и 14% в 2009 году. Одновременно сократилось число негативных высказываний - с 14% год назад до 6%. В целом удовлетворительно о положении дел в войсках отзываются 40% опрошенных.
К единому мнению о том, расширять ли личный состав или оставить его в нынешних пределах, россияне не пришли. За увеличение численности Вооруженных сил страны высказались 40% опрошенных (в 2014 году таких было 30%), причем столь высокий процент был зафиксирован социологами впервые за все годы проведения аналогичных опросов. В свою очередь, 42% респондентов полагают, что в этом нет необходимости. И лишь 7% участников опроса придерживаются мнения, что численность армии следует существенно сократить.
При этом служба в армии в настоящее время россиянам стала казаться менее привлекательной, чем год или два назад: индекс, рассчитываемый из числа положительных или отрицательных ответов на вопрос: "Хотели бы Вы, чтобы Ваш сын, брат, муж или другой близкий родственник служил сейчас в армии?", потерял 12 пунктов (с 2013-2014 годов) и опустился до нулевой отметки. Если одна половина россиян (47%) хочет, чтобы их близкие родственники пошли служить в вооруженные силы страны (среди мужчин таковых оказалось 56%, среди женщин - 39%), то другая (47%), напротив, не желает этого.
Стоит отметить, что на Западе о военной угрозе тоже говорят, упоминая Россию, но видят ее как раз в роли агрессора, а не жертвы. Накануне министр обороны Великобритании Майкл Фэллон предупредил о "реальной, имеющейся налицо опасности" странам Балтии со стороны российского президента Владимира Путина. А президент США Барак Обама поставил в один ряд угрозы для мира от боевиков группировки "Исламское государство" и от российского государства. При этом большинство американцев разделяют точку зрения главы государства, записывая РФ на первое место в списке злейших врагов нации, сместив при этом с пьедестала Северную Корею. Кроме того, с настороженностью к России относятся и в Прибалтике. В Литве более половины граждан (55%) опасаются угрозы со стороны России.
При этом в России в числе основных внешних опасностей отнесено наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО), а также приближение ее военной инфраструктуры к границам РФ. Об этом говорится в военной доктрине РФ, утвержденной в декабре 2014 года. В России всерьез опасаются появления военных баз в бывших советских республиках - на территории Грузии и Украины.
А как показал опрос, проведенный в октябре 2014 года, россияне стали жестче делить страны на дружественные и враждебные. Так, на фоне украинского кризиса и западных санкций из списка главных врагов РФ исчезла Грузия, ее место заняли США (так считают 73% опрошенных россиян) и Украина (32%). Более явным стало и негативное восприятие Германии и Евросоюза: с 1% в 2008 году до 10% в 2014 году в каждом случае.
"Национальная идея России заключается в бесконечном поиске врага"
Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов в интервью газете "Коммерсант" объясняет возросшие у россиян опасения военной угрозы извне здоровой паранойей и национальной идеей, напоминая, что внешний враг существует всегда.
Оценивая данные проведенного опроса, Смирнов заявил, что в своей паранойе россияне не одиноки, и подчеркивает влияние пропаганды. "Такая здоровая паранойя характерна не только для России: 44% американцев тоже считают, что очень высока опасность внешней угрозы. А у нас во многом влияет на мироощущение граждан телевизор, война на Украине и утверждения президента о том, что мы фактически противодействуем войскам НАТО и натовскому легиону", - отметил он.
По его мнению, "внешний враг есть всегда: стоит любому государству чуть-чуть ослабнуть, как соседи всегда думают, как можно его немножко поделить".
"Правда, в России есть одна особенность: у нас есть такая протонациональная идея, которая заключается в бесконечном поиске врага, это было еще в Советском Союзе и реализовано сейчас в Российской Федерации", - напоминает социолог.
Наличие врага обязательно для России, объясняет Смирнов, это дает возможность власти сплотить граждан вокруг себя. "Сейчас, наконец, враг найден: враг - это украинский национализм, бандерофашисты и страны НАТО, и мы им успешно противостоим. Это сплачивает значительную часть населения, которое лояльно и которое действительно считает, что это очень опасный враг", - замечает он.