Миронов критиковал избирательную систему, по которой его партии предстоит проходить в Думу, ссылаясь на грозящую власти нелигитимность, но изменить немедленно не требовал. А Вешняков предложил ввести мораторий на изменение и так уже довольно качественного законодательства перед выборами. После чего, однако, сообщил, что в Госдуме уже есть новые поправки в закон. Он также снова предложил ввести уголовную ответственность за призывы к бойкоту выборов, пишет во вторник газета "Время новостей".
Сенатор Юрий Шарандин, чей комитет по конституционному законодательству проводил слушания, не ожидал, что разговор превратится в серию нападок и на законодательство о выборах, и на правоприменительную практику. Недовольными оказались в первую очередь сами законодатели обеих палат, предъявив претензии "Единой России", представителей которой не оказалось в зале, и Центральной избирательной комиссии.
Сергей Миронов, чья "Справедливая Россия" впервые участвует в выборах 11 марта в региональные законодательные собрания, начал с комплимента президенту, который в 2001 году развернул политическую реформу. Задумана она, по словам спикера, была неплохо. Но последние изменения, внесенные в законы о выборах, "ухудшили избирательное законодательство". Миронов пояснил, что имеет в виду отмену в бюллетенях графы "против всех", порога явки и обилие оснований, позволяющих снимать кандидатов с регистрации по "непонятной причине". Он сообщил, что чаще всего партийные списки снимают "по субъективным оценкам из-за неточности формулировок в законах".
Миронов призвал "уйти от этой дури", отмечает "Независимая газета".
Все это, считает Сергей Миронов, уменьшая явку, приводит к тому, что "власть становится все менее легитимной". Не совсем понял глава Совета Федерации, как кандидатам вести полемику при новом запрете на критику оппонентов в телевизионных роликах: "Например, новелла, запрещающая критику политических конкурентов, это какое-то российское ноу-хау, поскольку непонятно, как кандидат может вести борьбу и не критиковать своих конкурентов". В нынешней избирательной кампании Миронова очень задело то обстоятельство, что при распределении мест в избирательном бюллетене, уже прошедшем в восьми субъектах, где 11 марта состоятся выборы, четыре первых места достались "Единой России".
Раскритиковав и теорию, и практику, Сергей Миронов тем не менее менять законодательство почему-то не посоветовал. Только предложил уже после федеральной кампании "вернуться к пятипроцентному проходному барьеру, а может быть, к трехпроцентному" вместо действующего семипроцентного.
В свою очередь глава ЦИК Александр Вешняков предложил в перспективе ввести мораторий на изменение избирательных норм за полгода до предстоящих выборов. Вешняков рассказал, что ЦИК приготовил несколько изменений, которые уже находятся в Государственной Думе. Избирком предложил унифицировать сроки и уточнить порядок оформления списков кандидатов, повысить уровень контроля за соблюдением партиями требования публиковать на выборах свои программы, дополнить Уголовный кодекс нормой, наказывающей за призывы бойкотировать выборов. Также в ЦИК предлагают внести изменения в Налоговый кодекс - исключить из числа сведений, составляющих налоговую тайну, сведения о размерах и источниках доходов, а также имуществе кандидатов и их супругов.
Повторил Вешняков свое предложение освободить партии от залога и необходимости собирать подписи, сославшись на недавно принятые новые нормы избирательного законодательства, по которым количество членов партии должно составлять не 10 тысяч, как было раньше, а 50 тысяч: "Давайте в этой связи освободим эти партии от залога и сбора подписей в условиях, когда у нас в стране осталось не более 15 партий".
Понимая революционность своего предложения, глава ЦИК оговорился, что можно хотя бы ограничить размер избирательного залога и увеличить минимальный срок сбора подписей.
Комментарии экспертов
Громкими предвыборными обещаниями назвал заявления Миронова заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Между тем особых перспектив реализации благих пожеланий, считает политолог, у "Справедливой России" нет – даже при условии прохождения в парламент: "7% – это, конечно, много, это создает огромные сложности для политических сил в условиях административного ресурса. Однако власть вряд ли откажется от возможности контролировать выборы". Опасений спикера насчет дальнейших ужесточений Макаркин не разделяет: "Единороссы" не будут этого делать. Если правила игры станут пересматривать накануне избирательной кампании, это скажется на легитимности выборов. Экстравагантных идей у них много, но Кремль очень серьезно подумает над их реализацией. Ему нужно, чтобы парламентские и президентские выборы были признаны на Западе".
Хотя порог явки на выборах отменили, призыв не ходить на выборы влияет на идеологический состав электората. "В результате снижения явки к участкам приходит в основном протестный или не лояльный партии власти избиратель", - сказал "Ведомостям" политтехнолог Дмитрий Гусев.
Он полагает, что мера уголовного преследования может обеспечить приток голосов в пользу "Единой России". "Призывать к саботажу выборов могут прежде всего оппоненты "единороссов" - активисты КПРФ, "Справедливой России", СПС в зависимости от региона", - добавляет он.