В середине 20-х годов Сталин финансировал секретный план по созданию в лаборатории непобедимых существ. Коммунистический диктатор мечтал об армии гуманоидов, обладающих невероятной силой и недоразвитым мозгом, нечувствительных к боли и выносливых
Архив NEWSru.com
В середине 20-х годов Сталин финансировал секретный план по созданию в лаборатории непобедимых существ. Коммунистический диктатор мечтал об армии гуманоидов, обладающих невероятной силой и недоразвитым мозгом, нечувствительных к боли, выносливых и неприхотливых к пище.

В 1926 году Политбюро ЦК КПСС одобрило соответствующий проект и поручило Академии Наук изучить вопрос, как можно создать "живую военную машину", пишет итальянская газета La Repubblica.

Задачу возложили на известного ученого Илью Иванова, который к тому времени имел большой опыт в скрещивании различных видов животных.

На опытной станции "Аскания Нова" в Крыму, "советский Франкенштейн" выводил зеброидов, оленебыков, сернобыков, бизонов-полукровок. Он скрещивал белую мышь с морской свинкой, зайца-русака с кроликом, получил крысино-мышиное потомство.

Спецслужбы выделили генетику 15 тысяч долларов, огромная цифра по тем временам, и дали ему пять лет на получение, по их замыслу, базового составного элемента для Красной Армии.

Однако в мыслях у Сталина была не только война. Прежде чем начать массовые депортации и организовать ГУЛАГ, он пытался найти неисчерпаемый источник рабочей силы. Он грезил использовать гуманоидов в угольных шахтах, на строительстве железных и обычных дорог в Сибири и арктических регионах. Он был готов использовать существ, рожденных в лаборатории в качестве источника органов. Шпионы донесли ему о генетических экспериментах, проводившихся в то время в Германии, и европейский миф о создании суперчеловека захватил его.

Проект ученого Иванова, детали которого российские историки раскрыли спустя 80 лет, также получил одобрение Института Пастера в Париже. Французы уступили Москве свой исследовательский центр в Киндии (Новая Гвинея), где уже проводились работы по искусственному оплодотворению, а также на клетках животных.

Газета "Московский Комсомолец", публикуя отрывки из секретных докладов, раскрыла весь цинизм этого советского плана.

Иванов, который ничего не знал о различиях карты хромосом, решил угодить Сталину, оплодотворяя шимпанзе и горилл при помощи человеческой спермы.

Он оплодотворял во сне ничего не подозревающих африканских женщин сперматозоидами обезьян.

В секретных докладах Иванова говорится, что самой большой проблемой была поимка подходящих животных. Для ее решения он заставлял охотников поджигать деревья, на которых прятались семейства шимпанзе и горилл. Обезумившие от страха обезьяны бросались с высоты. Их ловили и палками загоняли в клетки.

Чтобы вести эксперименты в условиях секретности, в 1929 году Кремль решил создать питомник обезьян в самом СССР. Он был открыт в Сухуми, в Грузии.

Корабль-призрак, после остановки в Марселе, перевез 11 экземпляров животных на родину Сталина. Из-за ужасных условий во время перевозки две только что оплодотворенные самки шимпанзе умерли. Остальные животные подхватили туберкулез.

США, встревоженные советскими попытками вывести гибрид, потребовали от Иванова прекратить эксперименты, которые по тем временам граничили с фантастикой. Дело в том, что с конца 19 века начали появляться все новые и новые легенды о скрещивании между женщинами и обезьянами, об изнасилованиях, совершаемых гориллами, о похищениях и загадочных убийствах, творимых свирепыми животными. Черная Африка будоражила умы авторов, писавших о различных "чудовищах природы" и вдохновляла создателей первых приключенческих фильмов, предшественников "Кин-Конга", "Книги Джунглей" и "Тарзана". Генетика, изучение клеток и гормонов находились тогда еще в зачаточном состоянии.

Только после десятков неудачных экспериментов Иванов понял, что ему не удастся создать обезьяну-солдата.

США неформально поставили перед СССР вопрос о законности скрещиваний и о непонятном юридическом статусе произведенных таким образом живых существ.

13 декабря 1930 года НКВД арестовал ученого. Ему предъявили стандартные по тем временам обвинения: "пособничество буржуазному интернационалу" и "антигосударственная деятельность". Исполнение приговора (пять лет ГУЛАГа и ссылка в Казахстан) прервала смерть Иванова в 1932 году.

В 1992 году во время известных абхазских событий питомник был эвакуирован в поселок Веселое под Адлером и теперь называется ГУ Институт медицинской приматологии РАМН, пишет газета "Московские Новости".

В советское время в питомнике числилось свыше 7 тысяч обезьян. В 1991 - 1992 годах большинство из них стали жертвами грузино-абхазского конфликта. Часть была переведена в поселок Веселое, множество обезьян либо погибли от холода и голода, либо убиты участниками боевых действий и мародерами. Часто для развлечения они стреляли по клеткам, соревнуясь в меткости.

При этом в институте, который сейчас считается самым крупным в Европе (около 3000 особей), человекообразных обезьян нет, поскольку почти все они погибли. Последнюю гориллу по кличке Бол, любимца директора, академика РАМН Бориса Лапина, пришлось отдать в Ростовский зоопарк.

В адлерском питомнике содержатся макаки, павианы и мартышки. В основном на обезьянах испытывают новые вакцины и лекарства, изучают особенности человеческих заболеваний - от рака и особо опасных инфекций до болезней, передающихся половым путем, которыми, как показали последние исследования, заражено 40 процентов обезьяньей популяции.

По мнению академика Лапина (его разделяет подавляющее большинство ученых), без использования приматов медицинские исследования невозможны, поскольку их организм более всего сходен с человеческим. Но животных для этих экспериментов нужно не отлавливать, а выращивать в питомниках, и, "несомненно, питомники будут в ближайшее время единственным источником поступления обезьян в лаборатории". Сегодня из Адлера приматов отправляют в Москву - в Институт медико-биологических проблем, где занимаются космической медициной, и в Новосибирск - в Центр биотехнологии и вирусологии "Вектор", где исследуют особо опасные инфекции.

Нынешние сотрудники питомника уверяют, что в Сухуми никогда не проводились и не планировались опыты по созданию гибрида человека и обезьяны, наиболее полно изложенная в недавно вышедшей книге Олега Шишкина "Красный Франкенштейн", однако за Московский институт эндокринологии, под эгидой которого питомник существовал вначале, не ручаются.