Такие огромные выплаты вызывают критику руководства Международного агентства по усыновлению, которое заявляет, что ирландское правительство должно принять меры, чтобы положить этому конец.
"Мне кажется отвратительным присутствие денежного вопроса в этом процессе, – говорит Кевин О'Бирн. – Международные усыновления должны происходить на основании соглашений между странами. Речь идет о детях. Государство несет ответственность за них, и я не думаю, что министерство иностранных дел проявило достаточно активности, чтобы такой договор был заключен".
Из 398 усыновленных в прошлом году детей из других стран 189 были из России. Это в три раза больше, чем в 2000 году. В качестве причин популярности России называют разумную юридическую систему, белую расу детей и относительную быстроту процесса усыновления.
"Русские очень похожи на ирландцев в том, что касается привычек и культуры, – говорит Дерек Фаррел из организации "Ирландские семьи за усыновление из России". – Они любят петь, они много пьют. К несчастью, там очень много брошенных детей, но я буду надеяться на лучшее для России в связи с российским законом о защите детей".
То обстоятельство, что усыновлениям из Румынии и Белоруссии был положен конец, тоже побуждает ирландцев обращать свои взоры к России. Румыния приостановила практику усыновлений из-за давления со стороны ЕС.
Ирландия заключила двусторонние соглашения с Китаем, Вьетнамом, Таиландом и Филиппинами. Комиссия по усыновлениям предпринимала попытки организовать встречу с российскими коллегами на предмет заключения такого же соглашения. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Отсутствие договора с Россией, однако, не останавливает ирландские пары. Если ирландские власти признали их соответствующими требованиям, предъявляемым к усыновителям, они могут самостоятельно заниматься вопросом усыновления детей в России. Но отсутствие соглашения приводит к тому, что некоторые из них обращаются за помощью к агентствам, дорого берущим за свои услуги.
"Недостатком является наличие агентств по усыновлению, – согласен Фаррел. – Они берут огромные деньги: насколько мне известно, усыновление ребенка из другой страны стоит 16 800 евро. Мы являемся независимой группой, аккредитованной комиссией по усыновлениям, которая бесплатно помогает людям усыновлять детей без помощи агентств".
Аннет и Джон Кенни из Корка усыновили ребенка из России через группу Фаррела. Их сыновья Саймон (6 лет) и Люк (5 лет) были взяты из одного и того же детского дома в возрасте трех лет.
"У нашего знакомого были дети, усыновленные в России, и мы могли видеть, как они быстро осваиваются, – говорит Аннет Кенни. – Это утвердило нас в выборе России. Мы не хотели пользоваться услугами агентств, поэтому обратились к Дереку и его жене Ольге, которая сама русская. В этом было больше личностного, это не было бизнесом".
Для многих пар, усыновляющих ребенка, важным является фактор времени. Процесс проверки пары на соответствие всем требованиям в Ирландии может занять от 18 месяцев до трех лет, более 1800 пар находятся в ожидании завершения этой процедуры.
"Решение людей часто определяется тем, где они смогут быстрее всего осуществить процесс усыновления, – говорит Кевин О'Бирн. – После того, как они три года прождали разрешения на усыновление, они хотят обратиться туда, где им помогут как можно быстрее усыновить ребенка".
Некоторые считают, что белый ребенок европейской внешности будет чувствовать себя в Ирландии более комфортно. По словам Фаррела, это еще одна причина, по которой Россия так популярна.
"Кроме того, в России за детьми хорошо ухаживают, это здоровые дети. Процесс более прозрачный: будущим родителям разрешают приходить в детские дома – а так бывает не везде".
Энн Макэлхинни, журналистка, сделавшая несколько документальных фильмов о международных усыновлениях, говорит, что, хотя в Ирландии потенциальных приемных родителей подвергают строжайшей проверке, слабым звеном является процесс усыновления, действующий в тех странах, откуда берут детей.
"Эти усыновления стоят огромных денег, а для таких бедных стран, как Вьетнам, или некоторых регионов России это целое состояние, – говорит она. – Кроме того, что эти страны бедны, их объединяет еще и первое место в мире по уровню коррупции. Несмотря на строгие проверки и благие намерения ирландских приемных родителей, они не могут быть уверены, что ребенок, которого им обещают предоставить для усыновления, действительно существует".