26 февраля 2001 года заместитель руководителя департамента контрразведки ФСБ Николай Волобуев назвал эту компанию "подставной структурой разведки одной из стран НАТО" и заявил: "Каждый желающий может убедиться в обоснованности предъявленного Сутягину обвинения, попытавшись самостоятельно выяснить судьбу сразу исчезнувшей после его ареста псевдокомпании Alternative Futures".
После этого он назвал адрес и телефоны фирмы. Но по ним журналисты обнаружили лишь офисный центр, где Alternative Futures арендовала помещение. К тому времени компания исчезла, а телефоны были выключены.
На этом "британский след" в этой истории оборвался. А исчезновение Нади Локк и Шона Кидда, по мнению ФСБ, косвенно подтверждало вину Сутягина.
В любом шпионском деле есть два объекта. Первый - это сам подозреваемый в измене, у которого выясняются, как он контактировал с агентами разведки, что им передавал и когда. Второй - это непосредственно иностранные шпионы. Следствие пытается выяснить, кто они и на какую разведку работают.
Второе направление в деле Сутягина у ФСБ как-то сразу не задалось. Телефоны и адрес компании, обнародованные генералом Волобуевым, ФСБ получила от самого Сутягина, но больше о фирме контрразведчики ничего не узнали. Насколько известно, в материалах уголовного дела есть лишь запрос в Интерпол о фирме Alternative Futures, к которому прилагается ответ, что такой компании не существует.
Не известно даже, на какую именно разведслужбу работали Кидд и Локк. Эксперты, решившие, что они были представителями "военной разведки США", сделали такой вывод, основываясь только на показаниях Сутягина.
Между тем в США несколько военных разведслужб, например, DIA (в советской транскрипции РУМО - разведуправление минобороны) или разведка военно-морского флота (на которую работал Эдмонд Поуп). Получается, ФСБ удалось выяснить крайне мало о тех, кто работал с Сутягиным "с той стороны".
Как ни странно, это ничуть не смутило руководство ФСБ. Пять лет, которые физик уже провел за решеткой - сначала в Калужском изоляторе, а потом в Лефортове, не прошли для следователей даром. С десяток сотрудников ФСБ, задействованных в расследовании, получили новые звания. Хотя суд Калужской области в 2001 году направил дело на доследование, новое звание получил даже Виктор Калашников, начальник следственного отделения УФСБ по Калужской области, - он стал полковником.
Ситуация не изменилась и после того, как дело было передано в Следственное управление ФСБ. Новую следственную бригаду из пяти сотрудников возглавил капитан Юрий Плотников. Сейчас он уже майор: как подтвердили адвокаты Сутягина, большая звезда на его погонах появилась сразу после передачи дела в суд.
Впрочем, это не единственная странность в деле Сутягина.
Некоторое время назад стало известно, что кроме Шона Кидда и Нади Локк, в материалах уголовного дела фигурирует еще один иностранец. Его зовут Кристофер Мартин. В деле имеется рекламный буклет Alternative futures, в которой Кристофер Мартин упомянут как соучредитель фирмы. По слухам, он также был в свое время высокопоставленным служащим Barklay's Bank.
Третьего фигуранта "дела Сутягина" разыскала российская газета "Московские новости".
Кроме фамилии британца, у журналистов издания была еще одна зацепка. Ранее адвокаты Сутягина в интервью прессе упоминали, что их подзащитный приезжал в гости к Шону Кидду, живущему в прекрасном доме в пригороде Лондона. По данным газеты, этот адрес есть в материалах следствия: Little Paddock, Mill Lane, Copthorne - Crawley, West Sussex, RH10 3HW9A UK. Это, кстати, единственный полный адрес в материалах расследования, поскольку даже адрес Нади Локк указан без номера дома и квартиры.
Чтобы проверить, кто именно проживает в доме, который посещал Игорь Сутягин, журналисты "Московских новостей" отправились в Англию.
Выяснилось, что дом, который находится по имеющемуся адресу, на самом деле не принадлежит Шону Кидду. Оказывается, он зарегистрирован на имя Кристофера Мартина. Кроме того, фамилия Мартина обнаружилась в списках одной из ассоциаций банковских служащих. Журналисты "Московских новостей" связались с Кристофером Мартином.
Кристофер Мартин заявил, что ему ничего не известно ни о "деле Сутягина", ни о компании Alternative futures и ее "сотрудниках" Шоне Кидде и Наде Локк.
На вопрос, правда ли, что Шон Кидд жил в доме Мартина по адресу Copthorne, Crawley, West Sussex, RH10 в 1999 году, а также проводил там встречи с Сутягиным, британец заявил, что ему ничего не известно.
"Это действительно мой адрес. Но я ничего об этом не знаю. Дело в том, что мне периодически приходится сдавать дом, поскольку я часто работаю за границей. Больше мне нечего вам сказать по этому поводу", - заявил Кристофер Мартин газете "Московские новости".
Неясно, почему журналистам за два дня удалось выяснить то, что не смогли узнать сотрудники ФСБ за пять лет. Кристофер Мартин все это время проживал по имеющемуся в распоряжении ФСБ адресу, он доступен, он подходит к телефону. Британия - достаточно открытая страна, и по имеющимся у ФСБ сведениям можно выяснить и послужной список человека, и даже учебное заведение, которое он закончил, что и сделали журналисты "Московских новостей".
Почему российская контрразведка не проделала аналогичную работу - неизвестно, отмечает газета. Понятно одно: обрубив единственный "живой" след, ФСБ фактически свернула расследование, по неизвестной причине не пожелав установить, что же на самом деле скрывалось за вывеской Alternative Futures.