Судья отправила юриста ЮКОСа Бахмину в колонию, которой в России нет
RTV International
Российская и зарубежная пресса в четверг комментирует приговор заместителю начальника правового управления компании "ЮКОС-Москва" Светлане Бахминой. Накануне Симоновский суд Москвы признал ее виновной "в присвоении вверенных средств в составе организованной преступной группы" и уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Позже был оглашен приговор - семь лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

"Путем частичного сложения сроков суд приговаривает Светлану Бахмину к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима", – заявила судья Корнеева, ошарашив присутствующих. Такой приговор озадачил не только адвокатов Бахминой, но и гособвинителя Николая Власова. Он поспешил уточнить, что строгий режим был просто "технической оговоркой". Власов сказал, что судья призналась ему позже: она имела в виду общий режим.

"Она читала приговор очень долго и просто зачиталась – глазами перескочила на нижнюю строчку и сказала "строгого", но в тексте не так, – сообщил прокурор. – Я сам заглянул в документ и увидел, что там стоит фраза "колонии общего режима".

Председатель Общественного совета при Минюсте Валерий Борщев напомнил, что для женщин строгий режим в действующем законодательстве не предусмотрен, да и раньше так карали в основном за убийство, пишут "Ведомости".

- За что вообще женщинам дают семь лет тюрьмы
- Список преследуемых по "делу ЮКОСа"

В том, что приговор бывшему заместителю начальника правового управления ЮКОСа будет обвинительным, никто не сомневался, пишет "Время новостей". С момента предъявления обвинения в декабре 2004 года Бахмина все время провела в СИЗО, причем прокуратура и суд категорически отказывались ее отпустить под подписку о невыезде или залог до суда. Несмотря на то, что у Бахминой дома остались двое маленьких детей, а в ее защиту не раз проводились акции правозащитников и общественных движений, Генпрокуратура настаивала, что женщина-адвокат может представлять угрозу для следствия.

Как отмечают "Новые известия", текст приговора в руках судьи Татьяны Корнеевой больше походил на небольшой книжный том. С самого начала стало понятно, что Светлане грозит серьезный срок: в речи судьи были слышны только доказательства обвинения подсудимой. Ранее прокурор просил назначить наказание в виде 9 лет лишения свободы. Единственное, на что надеялись адвокаты, – вероятное снижение срока, так как у Светланы двое маленьких детей – 9-ти и 4-х лет, и, кроме того, она впервые оказалась на скамье подсудимых. Впрочем, приговор оказался суровым, считает издание.

Как следует из приговора суда, в 1998-1999 годах "неустановленные следствием сотрудники НК ЮКОС и Бахмина объединились в преступную группу для хищения имущества компании "Томскнефть". Они реализовали свой план, переведя основные активы компании общей стоимостью 8,6 млрд руб. на дочерние фирмы, чтобы обезопасить имущество компании в случае процедуры банкротства.

При помощи поддельного экспертного заключения имущество было оценено не по балансовой стоимости, а по остаточной - это позволило почти втрое занизить стоимость активов, отмечается в приговоре. Суд отметил, что именно Бахмина дала заключение о правомерности этой сделки и организовала подписание акта приема-передачи основных средств на баланс "дочек".

По мнению суда, это является достаточным доказательством ее вины и подтверждается многочисленными документами. Кроме того, ее признали виновной в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах (более 600 тысяч руб.). В течение двух лет Бахмина получала зарплату по распространенной страховой схеме, которая позволяла не уплачивать с зарплаты налоги.

Затем судья в течение нескольких часов зачитывала показания свидетелей и документы из дела, "подтверждающие вину Светланы Бахминой". Ранее сообщалось, что даже многие свидетели со стороны обвинения, выступая в суде, говорили, что Светлана Бахмина не играла решающей роли, была рядовым членом совета директоров "Томскнефти" (ее назвали даже "рядовым клерком") и никаких решений не принимала. Но, по мнению суда, показания свидетелей говорят о виновности подсудимой.

Чтение приговора заняло семь часов, лишь раз судья Татьяна Корнеева сделала перерыв на полчаса. К концу дня многие уже не могли стоять, слушая приговор, и присели на лавки. Все это время адвокаты активно делали пометки в своих записях и только успевали переглядываться и обмениваться недоумевающими репликами: защита, видимо, все же ожидала несколько другую позицию суда. Кроме того, в приговоре суд даже не упомянул линию защиты, лишь под конец, обмолвившись, что "суд не согласен" с парой возражений защиты, отмечает "Коммерсант".

Суд учел наличие у подсудимой двух маленьких детей, а также то, что она погасила долги по налогам в ходе судебного процесса, ее состояние здоровья и положительные характеристики. По первой статье суд приговорил ее к 6,5 года лишения свободы, по второй – к 2 годам. Причин применить к Светлане Бахминой амнистию, о которой просила ее защита, суд не нашел.

Светлана Бахмина, в последнем слове высказавшая надежду на справедливый приговор суда, весь приговор прослушала спокойно, также сдержанно восприняла и оглашенные сроки. Адвокаты, выйдя из зала, сначала были не готовы к каким-то комментариям. Чуть позже защита все же заявила, что будет обжаловать приговор, который "чрезмерно строг". По их словам, они рассчитывали, что суд если не оправдает их подзащитную, то даст Бахминой, отсидевшей уже год и 4 месяца, меньше шести лет. И тогда она, как мать двух малолетних детей, попадет под амнистию 2001 года. "Мы обязательно обжалуем приговор", - заверила "Газету GZT.ru" адвокат Ольга Козырева.

Прокурор же Николай Власов заявил, что "суд вынес правомерное решение", разобравшись "с тяжелым делом". "Суд разобрался со сложным делом и вынес правомерное решение", - отметил гособвинитель Николай Власов, после того как увели осужденную.

В свою очередь, бывший начальник правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов назвал приговор Симоновского суда "бессмысленным и беспощадным". "Я был уверен, что суд будет гуманным по отношению к женщине с двумя детьми, которая со всей очевидностью не совершала никакого преступления и совершенно ни в чем не виновата,– отметил он. – Но после этого приговора говорить нечего – политика опять переборола право. Суд стал карательной машиной, штампующей обвинительные приговоры. У меня еще есть надежда, что Мосгорсуд опомнится и будет адекватен, принимая свое решение. Света была абсолютно права, когда в своем последнем слове сказала, что лишь выполняла приказы своего руководства, – она была в ЮКОСе менеджером третьего звена, простым исполнителем. Светлана лишь выполняла приказы Василия Алексаняна или мои, как заместителя начальника, а затем и руководителя управления. Если она даже подготовила какой-то договор, по которому, возможно, что-то украли, как она может отвечать за это, она не знала всей картины, до нее не доводили всех решений, принимаемых менеджментом. Можно провести параллель с судом над компанией Enron – на скамье подсудимых лишь топ-менеджеры, исполнители – правосудие не интересуют, потому что понятно, что они там никто. У нас же сажают всех".

Суд вынес вердикт по делу Бахминой через 11 месяцев после того, как основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского приговорили к восьми годам лишения свободы за мошенничество и неуплату налогов, в чем многие увидели месть Кремля за политические амбиции магната, пишет The Wall Street Journal (Полный текст на сайте Inopressa.ru).

Напомним, в прениях гособвинитель на процессе Николай Власов обмолвился, что это "одно из дел ЮКОСа - не первое и не последнее". Арест исполнительного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна стал логичным продолжением давления на всех, кто осмеливается выступить в интересах опальной компании отмечают «Новые известия».

Предъявление обвинений Алексаняну, нарочито жесткое задержание и санкционированный судом арест, похоже, неслучайно совпали по времени с назначением его исполнительным вице-президентом ЮКОСа с самыми широкими полномочиями. По задумке базирующегося сейчас в Лондоне президента ЮКОСа Стивена Тиди, бывший глава правового департамента ЮКОСа, а ныне адвокат Платона Лебедева Алексанян должен был отстаивать интересы акционеров, в основном мажоритарных, нефтяной компании в период процедуры ее банкротства. С этой ролью Василия Алексаняна власти мириться не собирались. Алексаняну предъявлено обвинение в мошенничестве и отмывании доходов, полученных преступным путем.

Суды над сотрудниками ЮКОСа и миллиардные налоговые претензии к компании многие считают кампанией, начатой Кремлем при Владимире Путине, чтобы наказать Ходорковского за его финансовое и политическое влияние и ужесточить государственный контроль в нефтяной отрасли, пишет Forbes.

ЮКОС расчленили, его главный производственный филиал, "Юганскнефтегаз", находится теперь под государственным контролем. Ходорковский отбывает срок в Сибири, недалеко от китайской границы, и на прошлой неделе один из заключенных порезал ему лицо, когда он спал.

Во вторник начальник Федеральной службы исполнения наказаний заявил, что Ходорковского переведут в одиночное заключение, чтобы защитить его после инцидента. В среду ФСИН уточнила, что его перевели в отдельное помещение, а не в штрафной изолятор. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)

История дела Светланы Бахминой

В 2001 году прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по факту вывода в офшоры активов принадлежащего ЮКОСу ОАО "Томскнефть-ВНК", но никаких обвинений тогда предъявлено не было. Летом 2003 года следствие активизировалось, а в январе 2004 года Генпрокуратура предъявила заочное обвинение в присвоении акций ОАО "Томскнефть" акционеру ЮКОСа Леониду Невзлину. Тогда же начались допросы по данному делу сотрудников ЮКОСа, в том числе замначальника правового управления ООО "ЮКОС-Москва" Светланы Бахминой.

7 декабря 2004 года в ходе очередного восьмичасового допроса сотрудники Генпрокуратуры намеревались предъявить госпоже Бахминой обвинения, однако ей стало плохо и ее увезли в 6-ю горбольницу. 8 декабря юрист из больницы доставлена на допрос и задержана. 10 декабря Басманный суд Москвы выдал санкцию на ее арест, и она была помещена в СИЗО N6.

17 декабря госпоже Бахминой предъявлены обвинения в хищении в 1998-1999 годах имущества и активов "Томскнефть-ВНК" на сумму более 8 млрд руб. (вместе с начальником правового управления ООО "ЮКОС-Москва" Дмитрием Гололобовым), а также в уклонении от уплаты подоходного налога в 2001-2002 годах на сумму 606 тыс. руб. 3 марта 2005 года Светлана Бахмина в знак протеста объявила голодовку, но 12 марта прекратила ее из-за проблем со здоровьем.

28 апреля Генпрокуратура завершила следствие. 13 мая госпоже Бахминой предъявлено окончательное обвинение по статьям 198 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов") и 160 УК ("Присвоение или растрата денежных средств"). 19 сентября дело Светланы Бахминой передано в Симоновский суд Москвы.

3 октября в Симоновском суде прошли предварительные слушания, 17 октября началось рассмотрение дела по существу. 23 марта 2006 года в ходе прений сторон гособвинитель Николай Власов потребовал приговорить Светлану Бахмину к девяти годам лишения свободы в колонии общего режима. 5 апреля госпожа Бахмина выступила с последним словом. Она не признала вины ни по одному из пунктов обвинения и попросила суд вынести оправдательный приговор.

За что женщинам дают семь лет тюрьмы

Следователь прокуратуры по особо важным делам Наталья Воронцова получила семь лет лишения свободы за пособничество в побеге "вора в законе" Сергея Мадуева. В 1991 году он пытался совершить побег из питерских "Крестов", соблазнив госпожу Воронцову. Побег не удался, отмечает "Коммерсант".

Создательница финансовой пирамиды "Властелина" 48-летняя Валентина Соловьева получила семь лет с конфискацией имущества за мошенничество в крупном размере. 4 июня 1999 года Реутовский горсуд признал ее виновной по ст. 147 УК РСФСР. В период с марта по октябрь 1994 года во "Властелине" были обмануты более 16,5 тыс. доверчивых вкладчиков, потерявших 536 млрд неденоминированных рублей и $2,670 млн.

16-летняя Любовь Травина получила семь лет лишения свободы за убийство подруги, совершенное 24 сентября 2003 года в ходе ссоры. Труп девушки с несколькими ножевыми ранениям обнаружили только через полгода. 31 декабря 2004 года Вологодский горсуд признал девушку виновной по ст. 105. Травина вину не признала, однако, по версии следствия, убийство совершено из ревности.

Жительница Волоколамска Галина Роженко 28 апреля 2005 года приговорена Мособлсудом к семи годам колонии общего режима за помощь в убийстве ее двухмесячного ребенка. 20 августа 2004 года она, инсценировав похищение двухмесячного сына Амира, передала его деду, который задушил ребенка и выбросил труп в канаву. Детоубийцы объяснили преступление тяжелым материальным положением. Юрий Роженко получил 16 лет колонии строгого режима.

Жительница поселка Бакшеево Шатурского района Подмосковья Ирина Жукова приговорена к семи годам лишения свободы за совершенное 17 декабря 2003 года убийство уборщицы одного из милицейских участков Подмосковья и ее подруги. В апреле 2005 года Мособлсуд вынес обвинительный приговор по ст. 105 УК РФ ей и ее сообщнице 27-летней Ирине Сизовой, которая получила 15 лет. После пьяной драки подруги испугались, что побитая уборщица пожалуется в милицию, и решили избавиться от собутыльницы.

Десятиклассница Ирина К. (фамилия не разглашалась) по приговору Лесозаводского райсуда Приморья от 30 июня 2005 года отсидит семь лет в воспитательной колонии за "Вымогательство, совершенное в целях получения имущества в особо крупном размере" (ст. 163 УК РФ). 11 мая 2004 года она обманным путем забрала из детсада двухлетнюю девочку, после чего потребовала с родственников выкуп в $40 тыс. В тот же день преступница была задержана милицией.