Напомним, Басманный суд Москвы 6 апреля отказался удовлетворить жалобу адвоката Харитонова на действия следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Смирнова. Суд согласился с доводами прокурора о том, что его ходатайство об ознакомлении с некоторыми материалами дела было рассмотрено следователем в надлежащем порядке и в установленный законом срок, и по нему было принято законное решение.
Адвокат считает действия прокурора противоречивыми: "Генпрокуратура также обвиняет Невзлина в уклонении от уплаты налогов, это уголовное дело выделено в отдельное производство, и с ним нам разрешили ознакомиться, почему же тогда запрещается знакомиться со вторым?"
Как сказал ранее Харитонов, суд считает, что отказа в предоставлении документов не было, просто в данный период времени "следствие сочло нецелесообразным знакомить нас с материалами". Адвокат подчеркнул, что такая мотивировка, как "нецелесообразность", не предусмотрена никаким уголовно-процессуальным законодательством и является нарушением права на защиту Невзлина.
Харитонов напомнил, что защита просила ознакомить ее с постановлением о продлении срока следствия до 22 августа этого года, с заключениями экспертиз, а также просила познакомить с членами следственной группы.
Защите Невзлина не дают ознакомиться с материалами уголовного дела больше полугода
В сентябре 2004 года адвокат Дмитрий Харитонов направил ходатайства на имя старшего следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры РФ Юрия Буртового и следователя по особо важным делам Салавата Каримова о предоставлении защите материалов уголовного дела, ознакомление с которыми возможно на данной стадии предварительного расследования.
По словам адвоката, Каримовым ходатайство было удовлетворено, однако следователь Смирнов в удовлетворении ходатайства отказал. "Несмотря на то, что Уголовно-процессуальный кодекс требует проверки законности действий следствия в течение пяти дней со дня поступления жалобы, рассмотрение жалобы было назначено лишь на 20 января этого года, то есть фактически через три месяца после подачи жалобы", - сказал Харитонов.
Однако Басманный суд Москвы перенес на 25 февраля рассмотрение жалобы Дмитрия Харитонова. Леонид Невзлин назвал действия Басманного суда "случаем, беспрецедентным даже для российского правосудия". Харитонов рассчитывал, что суд признает незаконными действия следователя Смирнова и что защита получит материалы уголовного дела, ознакомление с которыми возможно на данном этапе предварительного следствия.
В чем Генпрокуратура обвиняет Невзлина по уголовному делу
В июле 2004 года Генпрокуратура предъявила Невзлину обвинение в организации убийства и в организации покушений на убийство (статьи 30, 33 и 105 УК РФ). Тогда же Басманный суд Москвы избрал акционеру ЮКОСа меру пресечения в виде заключения под стражу и объявил его в международный розыск.
По версии следствия, Невзлин вместе с начальником Службы безопасности НК ЮКОС Алексеем Пичугиным разработали план убийств конкретных лиц, представлявших опасность для компании и самих Невзлина и Пичугина. "Во всех случаях Невзлин давал прямые указания Пичугину об организации убийств и их исполнении", - утверждает Генпрокуратура.
Прокуратура, в частности, обвиняет Невзлина в том, что летом 1998 года он разработал сценарий убийства Колесова. Как утверждает следствие, планировалось инсценировать убийство под грабеж, но довести преступный замысел до конца не удалось, Колесов был избит и ограблен.
По версии следствия, Невзлин тем же летом вместе с сотрудником Службы безопасности НК ЮКОС Алексеем Пичугиным решил организовать убийство бывшей советницы Михаила Ходорковского Ольги Костиной. В качестве мотива покушения обвинение выдвинуло версию, что Невзлин и Пичугин посчитали, будто Костина действует в ущерб интересам НК ЮКОС. Далее, утверждает прокуратура, весной 1999 года ими было организовано покушение на бизнесмена Евгения Рыбина, управляющего компанией "Ист Петролеум Хандельсгез М.Б.Х.".
Основным эпизодом, в котором обвиняют Невзлина, стало убийство супругов Ольги и Сергея Гориных, которое, по версии следствия, он задумал вместе с Пичугиным. Прокуратура считает, что Сергей Горин по поручению Пичугина участвовал во всех предыдущих покушениях. Поэтому, утверждает следствие, сознавая опасность, которую несет Горин, Невзлин и Пичугин приняли решение убить обоих супругов. Супруги Горины пропали без вести: следствию так и не удалось установить их местонахождение или найти их трупы.
По делу об убийстве Гориных Мосгорсуд 30 марта приговорил сотрудника Службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина к двадцати годам лишения свободы в колонии строгого режима. Проходящему по этому же делу в качестве соучастника Алексея Пешкуна суд приговорил к четырем годам лишения свободы. Это были первые приговоры по "делу ЮКОСа".
- Списки преследуемых по "делу ЮКОСа"
Отметим, что судья Наталья Олихвер вынесла приговор на основе обвинительного вердикта второй коллегии присяжных, а первый состав присяжных был распущен в декабре 2004 года, так как присяжные, выслушав обвинение, решили оправдать Пичугина.
Как следует из материалов следствия, житель Тамбова Сергей Горин, который по поручению представителей НК ЮКОС устранял неугодных этой компании людей, провел с Борисом Ходорковским встречу, на которой проинформировал последнего о совершенных им в интересах ЮКОСа преступлениях, и потребовал от отца Ходорковского заплатить за проделанную криминальную работу.
Однако отец экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского Борис Ходорковский опроверг это заявление прокуратуры. "Все это неправда от первого до последнего слова", - сказал в интервью "Комсомольской правде" Борис Ходорковский.
"За две недели до ареста Миши меня вызывали в прокуратуру, и следователь задавал мне все эти вопросы. Я дал официальные показания, что никто и никогда с подобными рассказами ко мне не приезжал. Я человек старой закалки. Если бы кто-нибудь попытался меня шантажировать чем-либо подобным, то я обязательно обратился бы в ФСБ. У меня теплые отношения со многими сотрудниками органов безопасности. Они часто заезжают к нам проведать детей своих боевых товарищей, погибших в "горячих точках", - рассказал отец Ходорковского.
По его словам, Горин либо пропал без вести, либо погиб. "И теперь что только не пытаются на него повесить. Ведь опровергнуть он уже не может. Мне очень жаль, что так цинично используется чужое горе", - сказал Ходорковский-старший.