До поселков, расположенных под Ярославлем, ветер доносит ядовитые испарения. Местные жители связывают с существованием "химических прудов" многие свои несчастья. "У меня жена молодая, моложе меня на 10 лет, померла, - говорит поселянин. - В Каравайках здоровый мужчина умер. Смирнова померла. Пять человек померло, и никто не интересуется от чего".
Тысячи квадратных метров зараженной земли вместе с заводом достались акционерному обществу "Славнефть". "Если они акционировались, приобрели завод, то они его со всеми проблемами приобрели и не имеют нравственного права, да и юридического держать в заложниках все Поволжье", - считает председатель экологического клуба "Зеленая ветвь" Лидия Байкова.
Экологи говорят об опасности попадания химических отходов в грунтовые воды, но детальных исследований не проводилось из-за недостатка средств в экологических фондах. Сегодня на предприятии нет универсальной технологии переработки отходов. Пока серную кислоту нейтрализуют известью. За последние несколько лет известью засыпали огромную площадь. Однако на месте бывших озер так и не выросло ни одной травинки. Поскольку ядовитые пруды √ угроза для всего бассейна Волги, на предприятии говорят о необходимости государственной экологической программы. Специалисты предприятия объявили конкурс на изобретение совершенного способа утилизации кислых гудронов.