Российские эксперты: между Пражской весной и конфликтом в Южной Осетии - ничего общего
НТВ
Российские политологи заявили об отсутствии прямых исторических параллелей между вводом советских войск в Чехословакию в 1968 году и действиями России по принуждению Грузии к миру в зоне грузино-югоосетинского конфликта. Использовать подобное сравнение в оценке действий России стремятся некоторые западные круги, однако в России это считают неуместным, заявляя о коренных отличиях событий. Сторону РФ занял даже чешский президент Вацлав Клаус, заявивший накануне 40-летия событий в Праге, что эти два события "невозможно сравнивать".

"Эту параллель нам сейчас определенно навязывают антироссийские круги, исходя из расистской концепции, которая представляет Россию как страну, которая изначально предрасположена к агрессии", - заявил "Интерфаксу" президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

По мнению политолога, проведение прямых параллелей неуместно, так как оба события абсолютно разные.

"Даже при очень большом желании, если конечно нет пропагандистской задачи, найти параллели совершенно невозможно", - считает он.

"В Чехословакии шел процесс, который на самом деле был неопасным для Советского Союза. Поэтому вторжение в нее было ошибкой, поскольку удар был нанесен по ближайшему союзнику и по всему военно-политическому союзу (Варшавский договор) в целом, что стало неожиданным подарком для НАТО и для Запада", - отмечает Павловский.

Действия России в ходе грузино-югоосетинского конфликта были направлены в том числе и на спасение российских граждан, тогда как в Чехословакии "не было никаких беспорядков на момент ввода войск и ничто не угрожало жизни ни одного советского гражданина".

- Президент Чехии призвал не "плыть на модной волне": Россия - не агрессор, а Грузия - не жертва

Единственным общим моментом между пражскими событиями и ответом России на агрессии Тбилиси против ЮО является то, что оба события происходили на фоне геополитической конкуренции между Москвой и Вашингтоном, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

"Тогда Москва и Вашингтон находились в состоянии конфронтации. И США, и СССР рассматривали многие страны, как часть своей системы влияния", - сказал политолог.

"В 1968 году в Чехословакии шел процесс демократических преобразований, который напугал советскую партийную элиту. Сам факт дискуссий о "социализме с человеческим лицом" вызвал в Москве недовольство и опасения, что это распространится на Советский Союз и приведет к ревизии социализма", - сказал Макаркин.

"В 1968 году СССР вломился в мирную страну, которая пыталась решать свою судьбу так, как она считала необходимым. Сейчас Грузия начала агрессию, а Россия только ответила", - отмечает политолог.

Что же касается стремления Грузии в НАТО, то Россия "не препятствует этому военным путем, а апеллирует к Западу и приводит свою аргументацию", сказал Макаркин.

Напомним, 20 августа 1968 году на территорию Чехословакии были введены советские войска, а также войска ряда стран-союзников СССР по Организации Варшавского договора - Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии. Поводом стали демократические реформы в Чехословакии, нацеленные на так называемый "социализм с человеческим лицом" - существенное ослабление цензуры и начало формирования многопартийной политической системы. Тогда в Москве в этом усматривали угрозу партийно-административной системе Советского Союза и стран социалистического лагеря.

Накануне 40-летия со дня ввода в Чехословакию советских войск, чешский президент Вацлав Клаус заявил, что не собирается "плыть на модной волне" и отверг сравнение ситуации в Южной Осетии с событиями в Чехословакии в 1968 году.

"Чехословакия не атаковала Подкарпатскую Русь, вторжение не было ответом на некую нашу агрессию", - заметил он. - "Дубчек (партийный деятель Чехословакии) -- это не Саакашвили. Это невозможно сравнивать".