Неожиданное завершение получило тянувшееся более трех лет в Республике Адыгея дело о фальсификации итогов выборов депутатов Государственной думы (декабрь 2003 года) и президента России (март 2004 года)
НТВ
Неожиданное завершение получило тянувшееся более трех лет в Республике Адыгея дело о фальсификации итогов выборов депутатов Государственной думы (декабрь 2003 года) и президента России (март 2004 года).

Как пишет "Советская Россия", Тахтамутайский районный суд прекратил уголовные дела в отношении представителей Тахтамутайской администрации и территориальной избирательной комиссии, организовавших фальсификацию, в связи с их деятельным раскаянием в совершении преступления (согласно статье 28 УПК РФ и статье 75 УК РФ).

На выборах в 2003 и 2004 годах победу одержала "партия власти" и действующий президент Владимир Путин. Однако в апреле 2004 года во фракцию КПРФ в Государственной думе РФ из Адыгейского республиканского комитета КПРФ поступили протоколы, полученные наблюдателями от КПРФ, свидетельствующие о том, что на 17 избирательных участках Тахтамутайского района в официальные итоговые протоколы были внесены существенные изменения в сторону завышения более чем на 2 тысячи голосов, поданных за избирательный список политической партии "Единая Россия", а на президентских выборах - в пользу Владимира Путина.

При этом голоса на выборах депутатов Государственной думы РФ в основном отбирались у КПРФ (примерно 17%), а на президентских выборах - у кандидата от КПРФ Николая Харитонова (примерно 40%) и у независимого кандидата Ирины Хакамады (примерно 90%).

В связи с этим лидер КПРФ Геннадий Зюганов направил соответствующие депутатские запросы в Генеральную прокуратуру РФ и Центризбирком РФ, который в данном конкретном случае активно поддержал обращение коммунистов и со своей стороны также направил полученные материалы в Генеральную прокуратуру РФ. В результате прокурорской проверки факты фальсификации нашли свое подтверждение. Прокуратура Республики Адыгея возбудила ряд уголовных дел в отношении главы местного самоуправления Шенджийского сельского округа Тахтамутайского района Х.И.Доглеж, главы муниципального образования Тахтамутайского района А.Х.Хуако и его первого заместителя Я.А.Ярахмедова, а также председателя территориальной избирательной комиссии Тахтамутайского района С.К.Сообцоковой.

Им инкриминировалось вмешательство с использованием своего должностного положения в деятельность избирательных комиссий с целью повлиять на их решение при проведении подсчета голосов в сторону завышения в пользу политической партии "Единая Россия" и кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

"Советская Россия" отмечает, что следствие по этим делам шло с трудом, дела постоянно приостанавливались или прекращались, однако коммунисты настояли на завершении расследования. После этого прокуратурой дела были переданы в Тахтамутайский районный суд Республики Адыгея для их рассмотрения по существу.

Суд рассмотрел и прекратил их по редко применяемому судами основанию: в связи с деятельным раскаянием и чистосердечным признанием подсудимыми своей вины. Постановление суда уже вступило в законную силу.

Согласно статье 75, от уголовной ответственности освобождается:

1. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления.

2. Лицо, совершившее преступление иной категории, при наличии условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Напомним, партии КПРФ, "Яблоко" и представители комитета "2008: Свободный выбор" оспорили в Верховном суде результаты выборов в Госдуму четвертого созыва. По их мнению, при попустительстве ЦИКа в ходе предвыборной кампании были допущены существенные нарушения законодательства. Однако сначала Верховный суд в декабре 2004 года, а затем коллегия ВС в феврале 2005 года отклонили кассационную жалобу.