Во время судебного заседания Дадаев заявил, что его задержали 5 марта люди в масках и затем пытали двое суток, надевая на голову пакет и угрожая убить его сослуживца Юсупова, если он не признается в убийстве Бориса Немцова. "Я считаю постановление незаконным и прошу провести проверку, допросить Юсупова и повторно допросить меня", - отметил Дадаев.
Адвокат Шамсудин Цакаев в ходе заседания указал, что его подзащитного незаконно, по его мнению, задержали в Ингушетии и два дня держали в неизвестном месте, подвергая пыткам. "Мы просим отменить решение и направить на дополнительную проверку", - сказал адвокат. В ответ прокурор указал, что уже "была проведена всесторонняя проверка и изложены все мотивы и основания решения". "Постановление... является законным и обоснованным", - указал он.
Дадаев сразу после задержания в Ингушетии дал признательные показания не только против себя, но и против остальных задержанных, однако позже, после доставки в Москву, в суде от них отказался. Как утверждает Дадаев, ему пришлось признать вину после угроз и избиения. Другие фигуранты дела также заявили о своей непричастности к этому резонансному преступлению.
СМИ сообщали, что новый руководитель следственной группы Николай Тутевич назначил экспертизы, чтобы выяснить, не оказывалось ли на Дадаева психологическое и физическое давление. Однако после проведения доследственной проверки заявления Дадаева следствие не нашло оснований для возбуждения дела. Тем самым первичные признательные показания Дадаева были признаны действительными.
13 октября "Коммерсант" писал о том, что эти данные, которые Дадаев потом опроверг, совпали с результатами экспертизы. Так, криминалисты установили, что характер ранений, полученных Немцовым, соответствует той схеме покушения, о которой говорил предполагаемый киллер.
В середине апреля стало известно, что Дадаев признался в убийстве оппозиционера и подробно рассказал, как оно готовилось. По его словам, на Большом Москворецком мосту он быстрым шагом догнал Немцова со спутницей и на расстоянии пяти метров "произвел три выстрела в спину", держа пистолет в вытянутой руке.
"Немцов упал и потянул за собой девушку (с политиком была модель Анна Дурицкая. - Прим. NEWSru.com). Однако потом я увидел, что он жив и пытается подняться, в результате произвел еще два-три выстрела", - рассказал, в частности, Дадаев следователям.
По данным "Коммерсанта", медико-криминалистическая судебная экспертиза установила, что "объективные медицинские данные о механизме причинения огнестрельных повреждений" Немцову "соответствуют обстоятельствам" его убийства, изложенным Дадаевым на первых допросах.
Эксперты установили, что оппозиционер погиб от огнестрельных ранений, нанесенных с "неблизкого расстояния", при этом его положение во время стрельбы менялось. Сначала он был "обращен к дульному срезу" задней поверхностью тела, а потом - левой переднебоковой, пишет газета. При этом расположение раневых каналов подтверждает первичные показания Дадаева, согласно которым первые пули попали в спину, а остальные - в левый бок.
В конце сентября были обнародованы результаты баллистической экспертизы, которая установила, что оружие убийцы было собрано из двух разных пистолетов. Специалисты Института криминалистики Центра спецтехники ФСБ РФ обследовали обнаруженные на месте преступления девятимиллиметровые гильзы и пять пуль.
Три из них изъяли из тела жертвы; две прошли навылет и лежали рядом, а еще одна, видимо, улетела в Москву-реку. Шестую пулю так и не нашли, как и пистолет, который преступник унес с собой.
В результате исследования эксперты пришли к выводу, что убийца, скорее всего, использовал самодельный пистолет, собранный из корпуса от газового Иж-79 и "боевого" ствола калибра 9 мм. Это мог быть ствол от пистолета Макарова, автоматического пистолета Стечкина или пистолета-пулемета ПП-71 "Кедр". При этом пользовался киллер, по мнению экспертов ФСБ, все же одним стволом, а не двумя. Об этом говорили в первую очередь сохранившиеся на всех пяти пулях следы нарезов ствола с "общими групповыми и частотными признаками". Кроме того, были выявлены и одинаковой формы царапины на гильзах.
Убийство Бориса Немцова
Немцова убили поздно вечером 27 февраля 2015 года. Ему было 55 лет. В настоящее время по этому делу арестованы пять человек: Заур Дадаев, братья Анзор и Шадид Губашевы, Хамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов. Считается, что стрелял в политика Дадаев, а остальные четверо помогали организовывать преступление. В рамках расследования в розыск был объявлен близкий к главе Чечни Рамзану Кадырову силовик, действующий служащий чеченского батальона "Север" Руслан Геремеев. Следствие считает его возможным заказчиком убийства.
В батальоне "Север" также служили Дадаев и еще один фигурант дела - Беслан Шаванов. Последний подорвал себя гранатой, когда полицейские пытались задержать его в Грозном.
Президент РФ Владимир Путин недавно назвал убийство Немцова "позорной страницей в нашей современной истории". По его словам, "несмотря на то, что расследование длится достаточно долго, оно приходит к своему логическому завершению". Таким образом глава государства ответил на вопрос, будут ли убийц политика "в полной мере преследовать по закону".
9 октября Немцову исполнилось бы 56 лет. В связи с этим на Троекуровском кладбище в Москве политику открыли памятник. Он представляет из себя восьмитонный блок из розового гранита, из которого сооружен Большой Москворецкий мост. На камне большими буквами высечена фамилия оппозиционера, а вокруг нее - пять символических отверстий, напоминающих о пулях, которыми его убили.
Дочь политика Жанна Немцова настаивает на допросе Кадырова, который, по мнению потерпевшей стороны, может сообщить ценные сведения о подозреваемых в причастности к преступлению. Она считает, что собранные следствием доказательства позволяют "с большой долей уверенности" утверждать, что задержаны именно исполнители убийства, а также расследовать дело дальше - в направлении организаторов и заказчиков.
Чеченский лидер, в свою очередь, пригласил Жанну Немцову в гости. "Пусть она ищет у себя в окружении, кто организовал это убийство, а не обвиняет меня. Если она хочет со мной встретиться - пусть, я приглашаю ее в гости, чай будем пить, я принесу ей соболезнования в том, что у нее отца убили. Моего отца тоже убили - такая жизнь, что поделать", - посетовал Кадыров, вспомнив о гибели своего отца Ахмата Кадырова во время теракта 9 мая 2004 года.