Проверки конституционности одной статьи УК и четырех статьей УПК добивались Сергей Боровков и Николай Морозов, которые обвинялись в незаконном получении кредита и нарушении авторских прав, сообщает пресс-служба КС. За то время, пока шло предварительное следствие, в Уголовный кодекс были внесены изменения, и действия, в которых обвинялись Боровков и Морозов, перестали считаться преступлениями. Уголовные дела были прекращены по нереабилитирующему основанию, с чем были не согласны заявители. И Боровков, и Морозов настаивают на том, что вообще не совершали действий, в которых их обвиняли.
"Человек не может нести ответственность за проступки законодателя, который ошибочно называл некоторые деяния преступными", - приводит РАПСИ мнение одного из представителей заявителей.
Конституционный суд просили проверить законность норм, позволяющих прекращать уголовные дела по нереабилитирующему основанию без учета мнения обвиняемого. Заявители настаивали на том, что таким образом ущемляется право граждан на справедливое разбирательство, право считаться невиновным, добиваться реабилитации и возмещения вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
Дело о конституционной проверке положений УК и УПК было рассмотрено судом под председательством главы КС Валерия Зорькина 15 октября. Участвовавшие в процессе представители органов государственной власти согласились с необходимостью внесения изменений в законодательство.
"По нашему мнению, здесь в большей степени существует необходимость в корректировке ошибочной позиции законодателя, который не отнес декриминализацию деяния к реабилитирующим основаниям", - высказался полномочный представитель президента РФ в КС Михаил Кротов.
"Прекращение уголовного преследования в связи с декриминализацией деяния не предопределяет оценку предшествующей процессуальной деятельности, а также обоснованности подозрения или обвинения в совершении преступления. Соответственно, такое решение не предоставляет права на реабилитацию лицу, чье уголовное дело прекращено по данному основанию", - приводит пресс-служба КС позицию суда по данному вопросу.
Конституционный суд обратился к Федеральному собранию с указанием на необходимость внести изменения в законодательство. После этого уголовные дела Боровкова и Морозова должны быть пересмотрены, при этом при повторном разбирательстве будут оцениваться только материалы следствия.
Уголовное право в России переживало изменения 230 раз за 16 лет
Накануне, 18 ноября, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин предложил ввести мораторий на изменения Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
"Я предлагаю вносить изменения в эти документы не чаще одного раза в год, за исключением кризисных ситуаций", - заявил Плигин в ходе парламентских слушаний по уголовно-правовой политике в РФ.
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка предложил разработать концепцию уголовно-правовой политики России, "существенно пересмотрев ее основные направления и задачи в сфере противодействия преступности", сообщает пресс-служба Совфеда.
В Уголовно-процессуальный кодекс, одним из разработчиков которого была депутат Елена Мизулина, с 2002 года внесено более 130 поправок. Действующий Уголовный кодекс РФ был принят в 1997 году и уточнялся более 100 раз, напомнила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.
Последние масштабные изменения произошли, когда Дмитрий Медведев, занимавший пост президента РФ, в 2011 году внес в Госдуму законопроект по либерализации Уголовного кодекса. Согласно предложенным поправкам ряд правонарушений были исключены из разряда уголовных, в частности, оскорбление и клевета. Тогда же Медведев предлагал декриминализировать некоторые правонарушения в экономической сфере, но депутаты его не поддержали. Год спустя Владимир Путин выступил за возвращение в Уголовный кодекс статьи о клевете, но при этом предложил не наказывать клеветников лишением свободы.
В начале ноября 2013 года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, предполагающий появление в Уголовном кодексе новой статьи, предусматривающей лишение свободы до шести лет за призывы к сепаратизму.