В Верховном суде Северной Осетии судья Тамерлан Агузаров, председательствующий на процессе по делу единственного выжившего участника захвата бесланской школы, продолжает оглашать показания потерпевших при теракте
НТВ
В Верховном суде Северной Осетии судья Тамерлан Агузаров, председательствующий на процессе по делу единственного выжившего участника захвата бесланской школы, продолжает оглашать показания потерпевших при теракте. За час судья успевает оглашать показания примерно 50-60 человек.

Все они практически идентичны: "1 сентября повели своих детей в школу на торжественную линейку, потом неожиданно увидели бегущий вооруженных бородатых людей с автоматами, стреляющих в воздух, которые загнали всех в здание школы и разместили в спортзале".

На второй день к заложникам пришел Руслан Аушев, после чего несколько женщин с грудными детьми были выведены из здания школы, но уже тогда находящимся в школе запретили пить воду и ходить в туалет. После его ухода боевик, раненный в руку, сказал, что позвонит своему амиру, и если тот даст добро, он отпустит всех. А если не даст – все погибнут. Амир добро не дал, потому что террористы требовали вывода войск из Чеченской республики. Эту фразу о требованиях террористов судья повторил несколько раз, она была практически во всех показаниях, пишет "Коммерсант".

К 3 сентября состояние заложников ухудшилось, "они стали ходить под себя и пить мочу". Потом кто-то сказал, что привезут лимонад, "все ждали с большим нетерпением". Перед взрывом многие заложники теряли сознание от духоты и жажды. Потом раздались взрывы – первый у баскетбольного кольца, второй – у окна. После первого взрыва в зал забежали 11 боевиков и сказали заложникам: "Вот вам ваш президент Дзасохов, вы ему не нужны. Идите в столовую, будете нам живым щитом". В столовой было человек 50, среди них – мальчик, который хотел выпрыгнуть из окна. Ему не дали. Когда он попытался все-таки выпрыгнуть, боевики его застрелили.

Большинство заложников, получившие осколочные и пулевые ранения, смогли выбраться из здания школы несмотря на то, что боевики стреляли им в спину, передает ИТАР-ТАСС.

Уверения террориста Нурпаши Кулаева в том, что на "его руках нет крови", что он никого не убивал при захвате школы, несостоятельны, решил Верховный суд Северной Осетии.

Судья Агузаров в обосновании своей позиции зачитал показания потерпевших, которые подробно описали, что именно делал Кулаев в те страшные дни, как вел себя, как обращался с пленными людьми и как потом пытался убежать, переодевшись в одежду убитого заложника, пишет "Время новостей".

Одна из потерпевших во время штурма видела Нурпашу Кулаева в разорванной футболке, без оружия. Он сказал, чтобы она махала руками в окно, тогда ее не убьют. А сам схватил какую-то коробку и выпрыгнул в окно. Вообще, из всех зачитанных в этот день судьей 200 показаний только в 4 эпизодически упоминался подсудимый Кулаев. Тем не менее, прерываясь на десятиминутный перерыв, судья сказал: "На эти же обстоятельства, подтверждающие участие Кулаева в банде, указывают и другие свидетели".

Заседание ведется в привычном режиме - утром, несмотря на дождливую погоду, к зданию суда приезжают автобусы с потерпевшими, которых проводят в основной зал, где судья Тамерлан Агузаров зачитывает приговор. Он разрешил им сидеть во время чтения. По словам одного из потерпевших, когда судья оглашал показания самого Кулаева, в зале раздался ропот, а когда перешли к показаниям потерпевших, люди стали слушать их молча, у многих на глазах были слезы.

На сегодняшний день судья огласил показания около 300 потерпевших. Между тем всего по делу признаны потерпевшими 1300 человек. Как ожидается, судья должен дать оценку свидетельским показаниям, в том числе сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, участвовавших в операции по освобождению заложников. По мнению потерпевших, чтение приговора может быть завершено к середине следующей недели.

Сегодня потерпевшие сообщили, что по завершении чтения приговора некоторые из них, входящие в комитеты "Голос Беслана" и "Матери Беслана", намерены провести пресс-конференцию, на которую пригласили и заместителя генерального прокурора РФ Николая Шепеля.