Путин в своей речи отметил, что отныне создание административного производства - задача первоочередная, и назначение этого института, по словам президента, - "разрешать споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления".
Глава КС позволил себе усомниться в этом тезисе. "В споре, что в каком суде рассматривать, забыли о сути самих дел!" - цитирует ответную речь Зорькина "Коммерсант". Высокопоставленный судья высказал мнение, что административный суд России не нужен, так как можно справиться силами Высшего арбитражного и Верховного суда.
- Судья раскритиковала речь Путина на съезде судей
В качестве альтернативы планам Путина Зорькин предложил не создавать новую госструктуру, а только сформировать общие принципы административного судопроизводства, которыми могли бы руководствоваться суды разного назначения. В какой из них обратиться, будет решать сам гражданин, закончил свою мысль глава КС.
Путин решил не оставлять этот выпад без внимания. Президент заметил главе КС, что читал и помнит, что в Конституции сказано об административном производстве.
Глава КС почему-то решил ответить на это анекдотом про Леонида Брежнева, который обратился к Индире Ганди: "Уважаемая Маргарет Тэтчер!" Президент внимательно выслушал и продолжил незаконченный рассказ судьи: "А у этого анекдота есть окончание! "Я вижу, что это Индира Ганди, - говорит Леонид Ильич. - Но написано-то "Тэтчер"!"
После состязания в остроумии Путин резюмировал: "Нужно административное производство с административным законодательством".
"Мне все равно, где такие дела будут рассматриваться, но не все равно, что гражданин, получив одно решение, которое его не устраивает, идет в другой суд и получает совершенно другое решение", - добавил Путин.
Административные суды - это процессы "человек против государства", один из примеров таких дел - многочисленные разбирательства после задержаний оппозиционеров на митингах и акциях, поясняет телеканал "Дождь".
Зорькин хочет больше полномочий
Первый день VIII Всероссийский съезд судей запомнился присутствующим еще одни заявлением Зорькина. Глава КС выразил недовольство тем, что Верховный и Высший арбитражный суд зачастую выносят постановления, прямо противоречащие друг другу. Чтобы решить эту проблему, Зорькин предложил наделить КС новыми полномочиями - возможностью отменять решения, принятые ВС и ВАС, пишет РБК Daily.
Зорькин пояснил, что такая мера "поможет укрепить режим законности в стране". Сказано это было в присутствии Путина, но на этот раз тезис главы КС у президента не вызвал возражений.
Зато в ВС и ВАС нашлись недовольные такой инициативой. Источник издания в ВАС отметил, что Зорькин решил "возвысить" КС над другими высшими судами, хотя по Конституции ВС, ВАС и КС равны.
Между тем эксперты отмечают, что Зорькин обратился к важному вопросу. По словам управляющего партнера АБ "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Андрея Корельского, порой в судах разных юрисдикций по одной и той же проблеме гражданин может получить два абсолютно противоположных решения, о чем упоминал Путин. "Чего уж говорить о бизнесе, для которого предсказуемость судебной практики гораздо важнее", - размышляет юрист.
Судья раскритиковала речь Путина
Для выступления перед судьями президент подготовил комплементарную речь о работе служителей Фемиды в России. Например, он отметил, что в нашей стране суды более открыты, чем в Евросоюзе, что "растет качество судопроизводства, повышается доверие людей к правосудию и к судебному корпусу".
Федеральная судья в отставке Элина Каширина прокомментировала в интервью телеканалу "Дождь" тезисы президента, отметив, что кое в чем он прав.
"С президентом России спорить трудно. Действительно, у нас судебные заседания проводятся практически все в открытом режиме. В закрытом судебном заседании рассматриваются только дела, касаемые несовершеннолетних, половой неприкосновенности и безопасности родины", - пояснила судья.
Между тем о доверии к судебной системе в России говорит "ничтожно малая" доля оправдательных приговоров - 0,4%. "По сравнению с судом присяжных, где процент многократно больше, как минимум, я считаю, можно говорить о доверии к нашей судебной системе, о справедливости местных решений, если эта цифра будет хотя бы средней между статистикой оправдательных приговоров в судах общей юрисдикции и в судах присяжных. Если это будет 10-15%, то тогда это будет показатель. Пока это ни о чем".