Однако какого-либо интереса к экс-министру обороны следствие так и не проявляет. Если следовать логике, то выходит, оно так и не нашло "достаточных оснований" для того, чтобы пригласить бывшего министра на допрос хотя бы в качестве свидетеля. Более того, затишье наблюдается в антикоррупционной кампании в целом, что навело прессу и экспертов на мысль о том, что власти уже "дошли до предела".
В этой ситуации "Независимая газета" решила напомнить, что скандал с "Оборонсервисом" случился после ликвидации в военном ведомстве органа, который следил за расходом бюджетных средств и "эффективно выявлял крупномасштабные злоупотребления и хищения". Речь идет о Финансовой инспекции Минобороны, упраздненной Сердюковым в 2011 году.
Вместо этой структуры, существовавшей многие десятилетия, была "с нуля" создана нынешняя Контрольно-финансовая инспекция. Уволенных в запас матерых инспекторов-полковников сменили вчерашние выпускницы университетов в возрасте 22-23 лет, обладавшие сугубо теоретическими знаниями и не имевшие ни малейшего представления об особенностях военной экономики, рассказал изданию генерал-полковник в отставке Василий Воробьев. Он в 1991-1995 годах возглавлял Главное управление военного бюджета и финансирования Вооруженных Сил РФ, а в 2001-2006 - Военный финансово-экономический университет.
Воробьев также руководил авторским коллективом бывших сотрудников военной финансово-экономической службы, которые в августе 2012 года - за два месяца до первых задержаний по делу "Оборонсервиса" - выпустили монографию "Реформы по кругу, или Деньги на ветер". В середине октября большую обзорную статью об этой книге опубликовал в газете "Военно-промышленный курьер" генерал армии Юрий Балуевский, один из активных противников сердюковских реформ.
"НГ" приводит такую цитату из книги: "Созданные в начале реформ холдинг ОАО "Оборонсервис" и входящие в него субхолдинги "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг" и "Славянка" повысили стоимость работ и услуг без существенного улучшения их качества, предоставляемых Вооруженным силам и военнослужащим (гражданскому персоналу), значительно увеличили расходы бюджета и коррупционную составляющую финансовой и хозяйственной деятельности армии и флота".
Как подчеркивает автор статьи, "ряд департаментов Минобороны и подконтрольный ведомству холдинг целенаправленно создавались по прямому указанию Сердюкова именно под те задачи, которые они успешно и выполняли, отжимая из госбюджета максимально возможное количество средств".
При Сердюкове вместо "надежной системы" появилось "натуральное посмешище"
Генерал-полковник Воробьев подробно рассказал газете, как при Сердюкове в Минобороны "была ликвидирована надежная, проверенная временем ведомственная система контроля за расходованием бюджетных средств в Вооруженных силах РФ, а организованная ей замена оказалась неэффективной".
По его словам, Финансовая инспекция военного ведомства, где работали "40-50-летние полковники, имевшие специальное военно-экономическое образование, начинавшие свою службу начфинами войсковых частей и поработавшие в финорганах разных уровней", переполнила чашу терпения Сердюкова в феврале 2011 года. Инспекция затеяла ревизию ОАО "Воентелеком", работавшего по большей части по заказам Минобороны. И сразу же, в течение первых трех дней проверки, был выявлен ущерб на сумму в 1 миллиард 118,6 миллиона рублей, приводит данные военный финансист.
Вычислив канал увода денежных средств из госбюджета, инспекторы, как всегда, направили министру отчет о результатах ревизии. Но скорее всего, как предполагает Воробьев, Сердюков еще до того узнал об итогах проверки по другим каналам. После чего буквально за день или два была подготовлена и незамедлительно подписана директива о ликвидации Фининспекции.
Но, поскольку закон требует от каждого федерального ведомства обязательно иметь внутренний контрольный орган, отслеживающий расход бюджетных средств, "Сердюкову пришлось хотя бы для видимости образовать новую Контрольно-финансовую инспекцию", продолжил рассказ генерал-полковник. Пришли неопытные "девочки", новая структура стала откровенно слабой - "натуральным посмешищем", как характеризует Воробьев.