"По итогам проверки Московско-Курский транспортный прокурор отменил постановление о возбуждении уголовного дела как незаконное и необоснованное, поскольку в ходе доследственной проверки не было получено данных, образующих объективную сторону преступления, предусмотренного статьей 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства)", - сказал Куренной. Материалы направлены на дополнительную процессуальную проверку в Московскую таможню. Ее ход контролирует Московская межрегиональная транспортная прокуратура.
Как сообщило ранее Центральное таможенное управление (ЦТУ), женщина получила на почте для своего 25-летнего больного эпилепсией сына три посылки с партией в 600 таблеток с незарегистрированным в России противосудорожным транквилизатором "Фризиум". Данный препарат с международным непатентованным названием "Клобазам" не зарегистрирован в РФ, не внесен в Государственный реестр лекарственных средств и входит в список психотропных веществ, оборот которых ограничен в России. В сообщении ЦТУ отмечается, что женщина не представила соответствующего рецепта врача или заключения консилиума о необходимости применения препарата.
По факту ввоза психотропных веществ сотрудниками таможни было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов).
Ранее замдиректора детского хосписа "Дом с маяком" Лидия Мониава сообщила, что сотрудники таможни задержали в отделении почты на Челобитьевском шоссе мать тяжелобольного ребенка по имени Елена, которая пыталась получить сильнодействующий лекарственный препарат, заказанный через интернет.
Женщину допрашивали в течение пяти часов в отделении почты, посылку с лекарством конфисковали. После этого у нее дома провели обыск, изъяв системный блок от компьютера.
За месяц до этого полиция в Москве задержала мать неизлечимо больного пациента детского хосписа Елену Боголюбову за покупку незарегистрированного в РФ препарата от судорог. Женщину продержали семь часов на почте, куда она пришла за посылкой, и отпустили только после вмешательства учредителя благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Нюты Федермессер.
У сына Боголюбовой неизлечимое генетическое заболевание - болезнь Баттена, от той же болезни в возрасте девяти лет умерла дочь Боголюбовой. Боголюбова заказала лекарство через интернет, а когда пришла за ним на почту, к ней подошли два сотрудника полиции и "сказали, что посылка арестована как контрабанда, мама задержана". Экспертиза показала, что в посылке психотропные вещества. Стражи порядка стали "прессовать" женщину, угрожая возбудить уголовное дело. Поздно вечером полицейские также пришли домой к бабушке Миши для опроса.
Пока Боголюбову допрашивали, у мальчика началось желудочное кровотечение, его тошнило кровью, но полицейские отказались отпустить мать. В результате после звонка Нюты Федермессер в правительство женщину отпустили. Впоследствии стало известно, что полиция не нашла оснований для возбуждения уголовного дела.
Аналогичная история произошла год назад с москвичкой Екатериной Конновой, чей маленький сын-инвалид ежедневно страдает эпилептическими припадками. У мальчика врожденное отсутствие пищевода, а также ДЦП и другие сложные диагнозы. Купировать приступы помогает диазепам в микроклизмах, но в такой форме препарат не зарегистрирован в России и считается психотропным веществом.
Коннова купила 20 микроклизм через соцсеть, а потом по совету благотворителей стала бесплатно получать диазепам в ампулах в поликлинике. Оставшиеся пять микроклизм женщина решила продать по сниженной цене другим родителям, но после встречи с покупателем и получения денег ее задержали полицейские. На Коннову завели уголовное дело по статье 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Инцидент вызвал широкий общественный резонанс, благодаря ему уголовное дело было прекращено. В Кремле уверяли, что будут отслеживать ход расследования, в котором "не должно быть места формальному подходу".
Вскоре после скандала глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что на 77 регионов России в незарегистрированных лекарствах нуждаются всего семь детей. Родители больных детей и благотворители оспорили эту статистику: Лида Мониава рассказала, что только в "Доме с маяком" незарегистрированные лекарства получают не менее 450 детей. Всего же в ректальном диазепаме и других препаратах против эпилепсии нуждаются как минимум 23 тысячи детей в РФ.
Благотворители отметили, что врачи боятся письменно назначать детям незарегистрированные лекарства и дают рекомендации устно, из-за чего невозможно получить разрешение Минздрава на индивидуальную закупку препарата из-за границы на основании консилиума. Между тем диазепам в микроклизмах по рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) входит в минимальный набор лекарств для детей, необходимых в системе здравоохранения.
Родители и благотворительные организации просили президента РФ Владимира Путина помочь наладить учет нуждающихся в незарегистрированных лекарствах и внедрить механизм, позволяющий быстро обеспечивать детей конкретными жизненно важными препаратами в различных формах - микроклизмах, сиропах, растворах, пластырях.
В интервью радиостанции "Говорит Москва" Екатерина Коннова рассказала, что за год ситуация с доступностью лекарств не изменилась. "Обещания о том, что проблему с доступом к лекарствам будут решать, не выполнены. Эти лекарства не выписывают, индивидуальные закупки не делают. Они же обещали! За год ничего не изменилось. Мы опять подпольно пытаемся достать лекарства для своих детей, за что и страдаем", - призналась женщина.
Она отметила, что врачи по-прежнему боятся выписывать ее ребенку нужные лекарства, а импортные средства купить "нереально". "Чтобы лекарства официально купить, нужно пройти семь кругов ада, и за ними нужно ехать в Европу. Каждая мама все равно пойдет по лезвию ножа, чтобы ребенку было спокойно жить", - заключила Коннова.