О переквалификации обвинения стало известно в ходе судебного заседания, на котором рассматривается апелляция на арест Беглеца. Дело в его отношении выделили в отдельное производство, следствие по нему уже завершили.
В субботу было завершено следствие и в отношении Кирилла Жукова. Ему также изменили обвинение на часть 1 статьи 318 УК.
По статье о массовых беспорядках Беглецу грозило до восьми лет колонии, а теперь - до пяти лет. Впрочем, во время заседания прокурор начала настаивать, что дело о массовых беспорядках против Беглеца не закрывали, так как официального постановления о прекращении дела не было.
Постановление о выделении дела Беглеца в отдельное производство 18 августа подписал следователь Рустам Габдулин, который вел "болотное дело" из-за событий 6 мая 2012 года. СК также выделил в отдельное производство дело Евгения Коваленко, который бросил мусорную урну в одного из омоновцев, избивавших дубинками мирных протестующих на акции 27 июля. За этот поступок Коваленко, работающему в железнодорожной охране, предъявили обвинение по ч. 1 ст. 318 УК РФ.
9 августа СК РФ сообщил о задержании Беглеца, уточнив, что тот находился в розыске. В тот же день его отправили в СИЗО, обвинив в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК) во время акции 27 августа. По версии следствия, он толкнул рукой силовика. Беглец отказывался признать вину.
Напомним, с середины июля в Москве еженедельно проходят протестные акции в связи с отказом властей зарегистрировать независимых кандидатов на выборах в Мосгордуму. На эти акции чиновники ответили репрессиями, в том числе возбуждением уголовных дел. 27 июля во время разгона акции оппозиции силовики задержали почти 1400 человек. При этом применялись дубинки и электрошокеры, в результате пострадали около 80 человек. В течение нескольких последующих дней в московские суды поступило на рассмотрение 1043 административных дела по статье 20.2 КоАП ("нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"). 88 задержанных отправили под административный арест сроком от 3 до 30 суток. Сотни участников были оштрафованы на суммы до 150 тысяч рублей.
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал эти мирные выступления оппозиции "заранее спланированными и хорошо подготовленными" "массовыми беспорядками". С подачи мэра СК РФ возбудил дело по этой статье, которая предусматривает максимальное наказание в виде 15 лет лишения свободы.
Фигурантами этого дела стали 14 человек. 13 из них оказались под арестом: 48-летний сотрудник ведомственной охраны железной дороги Евгений Коваленко, бывший росгвардеец Кирилл Жуков, Иван Подкопаев, Самариддин Раджабов, координатор штаба незарегистрированного кандидата Любови Соболь Алексей Миняйло, 21-летний видеоблогер и студент-политолог ВШЭ Егор Жуков, 22-летний студент МГТУ имени Баумана Даниил Конон, окончивший ранее Московское президентское кадетское училище имени М. А. Шолохова с золотой медалью, 22-летний либертарианец из Нижнего Новгорода Владислав Барабанов, 25-летний менеджер по продажам Сергей Абаничев, 25-летний программист и студент МФТИ Айдар Губайдулин, волонтер штаба Любови Соболь Сергей Фомин, 26-летний индивидуальный предприниматель Данила Беглец, 20-летний член партии "Яблоко" и студент РГУ имени Косыгина Валерий Костенок.
Четырнадцатым фигурантом дела о массовых беспорядках стал режиссер телеканала "Доктор" Дмитрий Васильев. После задержания у телережиссера, страдающего диабетом, отобрали инсулин и глюкометр. В итоге подозреваемый попал в реанимацию с подозрением на отек мозга. Однако медикам удалось его спасти. Во вторник стало известно, что Васильева снова госпитализировали.
Также СК РФ возбудил уголовные дела по 318-й статье УК РФ (применение насилия в отношении сотрудника правоохранительных органов). Поводами для возбуждения этих уголовных дел становились распыление газа из перцового баллончика, а также броски урны, фрагмента бордюрного камня и бумажного стаканчика (Сергей Абаничев) в сторону силовиков, попытка поднять забрало шлема росгвардейца (Кирилл Жуков), жесты рукой (Егор Жуков).
Акция протеста 3 августа также закончилась возбуждением уголовных дел. Под следствием оказался 24-летний актер и бывший росгвардеец Павел Устинов, который вообще не интересуется политикой и случайно оказался среди протестующих. В итоге актер был задержан и избит. А теперь его обвиняют в том, что он вывихнул плечо росгвардейцу.
10 августа на проспекте Сахарова состоялся согласованный митинг, собравший более 50 тысяч человек. После митинга его участники отправились на прогулку в центр столицы, которая вновь обернулась массовыми жесткими задержаниями. В частности, силовиками была жестоко избита девушка, заступившаяся за задержанного инвалида.
Никто из силовиков не был наказан за многочисленные проявления жестокости к мирным протестующим и случайным прохожим. Более того, руководство правоохранительных органов отказалось признать факт превышения полномочий силовиками даже в одном из наиболее вопиющих случаев с задержанием дизайнера Константина Коновалова. 27 июля он совершал утреннюю пробежку по Тверской улице, где уже стояли автозаки, заранее приготовленные для протестующих. Бегущий москвич показался полицейским подозрительным, и они задержали его так жестко, что потом у Коновалова диагностировали перелом ноги. Однако в СК РФ действия силовиков назвали правомерными.
Подобные случаи шокировали общество. В поддержку задержанных выступили даже те, кто никогда не интересовался политикой и не участвовал в митингах, например рэпер Оксимирон. Жестокость ОМОНа стали "воспевать" не только в стихах, но и в изобразительном искусстве. Так, московский уличный художник Zoom посвятил свою новую работу массовым задержаниям. Граффити под названием "Я винчу Москву" появилось 13 августа на стене Морозовского сада в центре столицы со стороны Подкопаевского переулка. Вечером того же дня изображение закрасили на глазах у поклонников художника. А 16-летняя жительница Башкирии написала стихи от лица девушки, чей отец служит в ОМОНе и постепенно превращается в зверя. В Росгвардии подобное творчество сочли "подлым пиаром", а автора строк пригласили на базу ОМОН для более тесного и дружелюбного общения.
Между тем в Совете при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сомневаются, что для возбуждения дела о массовых беспорядках были хоть какие-то основания. Протестующие на акциях вели себя мирно, при проверке экспертами СПЧ никаких "следов погромов, поджогов, уничтожения имущества, применения участниками публичного мероприятия оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ обнаружить не удалось".