За первое полугодие 2009 года вынесено более 79,5 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд должников из РФ, это в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает "Независимая газета". 22,5 тыс. "невыездных" - это неплательщики алиментов.
- Из-за ошибки узнать о долге можно уже на границе
Временное ограничение выезда за границу вводится сроком на полгода и снимается в течение месяца после того, как судебные исполнители получат данные о погашении долга. Сейчас в "черном списке" числится 85 тыс. россиян.
Сроки погашения задолженности и суммы, из-за которых людям запрещают ездить за рубеж, вызывают ожесточенные споры. Однако глава ФССП не собирается вводить нижнего порога, до достижения которого нельзя сделать гражданина "невыездным". Запретить выезд могут только человеку, который не исполняет судебное решение, указывает Парфенчиков. А если взыскатель обращается в суд, значит, сумма долга для него важна, поясняет он.
Дело не в том, что человек задолжал тысячу рублей, а в том, что он посягает "на систему права в стране", уверен Парфенчиков. К тому же, нельзя сказать, кто больший преступник: "человек, оказавшийся в сложной ситуации и не имеющий возможности выплатить кредит в 1 миллион рублей, или тот, кто задолжал за два года транспортный налог на 1,5-2 тысячи рублей, но у него "не хватает времени", чтобы дойти до банка".
"Мы не должны исходить из той точки зрения, что если человек должен 1 миллион, то его стоит ограничить в выезде, а 1,5 тысячи - что такое эти деньги - его не ограничивать, - указал глава ФССП. - Есть случаи, когда есть миллион рублей долга, и человек пытается какие-то действия совершать, находится в правовом поле, в контакте со взыскателем, мы должны объективно и очень взвешенно подходить к ситуации и не всегда применять такие жесткие меры, как ограничение выезда".
Впрочем, у олигархов и так не было особых причин волноваться. Как правило, состоятельные люди платят по личным долгам, а многомиллионные долги могут висеть на подконтрольных им коммерческих структурах. Кроме того, по закону судебные приставы могут запретить должнику выезд из страны, но не обязаны этого делать. Таким образом, олигархам "проще договориться", указывают наблюдатели.
Запрет помогает собирать долги, уверены приставы
Ничего антиконституционного в запрете на выезд нет, считает Артур Парфенчиков. "Европейская конвенция гласит, что если лицо нарушает вопросы безопасности и правопорядка, а также права и интересы других лиц, то его право на свободу может быть ограничено", - поясняет пристав.
Сборы со злостных неплательщиков алиментов выросли в нынешнем году в 3,5 раза, отчитался Парфенчиков. За первое полугодие "невыездные" россияне погасили долгов на 800 млн рублей - треть всех сборов ФССП, приводит данные газета "Новые известия".
Некоторые эксперты, однако, сомневаются в экономической целесообразности существования ФССП. "Если суд принял решение, то для его исполнения нужен представитель МВД, но никак не спецагент в бронежилете", - поясняет гендиректор компании "ФинЭкспертиза" Агван Микаелян. А судебные приставы лишь тратят государственные средств, зачастую нарушая при этом права человека, считает Микаелян.
Из-за ошибки узнать о долге можно уже на границе
Между тем в список злостных должников все чаще попадают люди, которые о своем долге до пересечения границы ничего не знали. В ФССП рекомендуют выезжающим за границу самим интересоваться, не числятся ли за ними неоплаченные долги.
Петербуржца Александра Баранова не пустили с семьей на отдых в Тунис, хотя долгов он за собой не помнил. Судебные приставы сообщили, что Баранов 14 лет назад не заплатил транспортный налог за мотоцикл - 169 рублей. При этом мотоцикл у мужчины угнали еще 15 лет назад, за год до того, когда он якобы недоплатил налог.
Некоторые пострадавшие обращаются в суд и выигрывают дела против приставов. Так, в начале августа Сергей Лыткин из Сыктывкара отсудил у ФССП 61,5 тыс. рублей за путевку в Грецию и билет от Сыктывкара до Москвы. В мае Лыткин собирался полететь на отдых с женой и дочерью, но его не пустили из-за долга в 12 тыс. рублей. Лишь дома Лыткин выяснил, что и повестки в суд, и постановление о временном ограничении на выезд направлялись по неправильному адресу.
Прецедент создал в конце июля петербуржец Андрей Никонов. Он отсудил 90 тыс. рублей за сорванный отпуск в Японии. Мужчина задолжал бывшей жене 20 тыс. рублей на содержание ребенка, но приставы отправили ему уведомление по неправильному адресу. В результате суд решил, что постановление ФССП о запрете на выезд вынесено с нарушениями.