Августовские события 1991 года до сих пор вызывают неоднозначные оценки. Как бывшего президента СССР Михаила Горбачева, так и экс-президента России Бориса Ельцина до сих пор попеременно называют то героями, освободившими народ, то преступниками, действия которых привели к развалу СССР.
"К событиям августа 1991 года можно относиться по-разному: уже в те самые дни оценки варьировались от водевиля до фашистского мятежа, от героической попытки спасти великую страну до заговора ничтожеств. Единственное, чего нельзя, - это никак к ним не относиться: те три дня поменяли нашу страну и стали вехой мировой истории", - пишет в своем материале "Долгая дорога по невозвышенной местности" Александр Привалов. Журналист отмечает, что в состав ГКЧП входили люди, которые могли рассчитывать на победу. "В обращении ГКЧП к народу было очень много правды, - пишет Привалов. - Про резкое падение уровня жизни подавляющего большинства советских людей, расцвет спекуляции и теневой экономики - правда; что страна по существу стала неуправляемой, а потоки слов, горы заявлений и обещаний только подчеркивают скудость и убогость практических дел - чистая правда".
Члены ГКЧП были уверены в поддержке народа, уставшего от кризиса. Между тем этого не произошло. "ГКЧП сразу и безошибочно был понят как стремление коммунистической верхушки, не обновив не только инструментария, но даже лексики, не высказав ни одной новой идеи, перехватить покрепче ускользающие из рук вожжи. Именно это стремление и оказалось неосуществимым", - отмечает журналист.
Между тем, сами члены ГКЧП и спустя 10 лет уверены в своей правоте. В интервью "Коммерсанту" бывший вице-президент страны, один из главных действующих лиц путча, Геннадий Янаев заявил: "Причиной создания ГКЧП была крайне тяжелая ситуация, которая сложилась к этому времени в стране. Причем все это усугубила открытая борьба за власть двух сил: тех, кто хотел сохранить Советский Союз, и тех, кто хотел изменить общественно-государственный строй и разрушить единство страны". Янаев заявляет, что задолго до событий августа 1991 года в стране разрабатывались планы введения чрезвычайного положения. Все они были представлены Горбачеву, который, по словам вице-президента, не отвергал эту идею, но и на введение непопулярных мер не решался. "Ему было выгодно нашими руками решить все свои проблемы, включая проблему Ельцина", - говорит Янаев.
Глава ГКЧП опровергает официальную версию событий августа 1991 года. По версии Янаева, Горбачева в Форосе никто не изолировал. "Никто его арестовывать не собирся, а тем более физически устранять √ это бред Михаила Сергеевича, - говорит он. √ Пускай он не лжет себе и народу. Никто на него не посягал". Никакого захвата Белого дома, по словам Янаева, также не планировалось и вообще, по версии бывшего вице-президента, члены ГКЧП сразу же сложили бы с себя полномочия, если бы пролилась кровь.
Сам Горбачев признает, что действительно поручил специальным комиссиям заняться разработкой планов введения в стране чрезвычайного положения. "На самом деле, что еще можно было сделать, когда страна разваливалась на куски? Но это не значит, что именно я отдал распоряжение о введении чрезвычайного положения, чтобы потом уйти в сторону. Нет, все было сделано без моего ведома", - говорит он.
Первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев по-прежнему считает членов ГКЧП преступниками, которые предприняли попытку захвата власти, о чем он неоднократно заявлял в своих многочисленных интервью.