ТАСС напоминает, что Анчугов и Гладков были осуждены в России за тяжкие преступления. На основании части 3 статьи 32 Конституции России они были лишены права участвовать в голосовании.
Ранее заявители пытались оспорить это в тяжбах с избирательными комиссиями, а также путем обращения в КС РФ, но, не добившись своего, обратились в Страсбургский суд.
В июле 2013 года ЕСПЧ постановил, что запрет заявителям на участие в голосовании противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и призвал Россию обеспечить участие заключенных в выборах посредством политического процесса или путем выработки нового толкования Конституции.
Министерство юстиции обратилось в КС с просьбой признать невозможность исполнения данного постановления, так как его выводы противоречат Конституции РФ.
В результате КС постановил, что решение ЕСПЧ невозможно исполнить в той части, которая предполагает предоставление избирательного права всем заключенным без исключений. Вместе с тем суд отметил, что федеральное законодательство можно изменить так, чтобы в отдельных режимах лишения свободы заключенные получили право на голосование.
"КС РФ отметил также, что федеральный законодатель вправе оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы (в частности, в колонии-поселении) в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы, но не влекущие ограничения избирательного права", - говорится в материалах пресс-службы суда.
КС также подчеркнул, что Россия была и остается частью европейского правового пространства. Суд постановил, что Конституция РФ не расходится с международными правовыми актами, включая Конвенцию по правам человека, в той части, в которой признается невозможность избирательных прав для заключенных. При этом КС РФ отметил, что часть осужденных в РФ не лишаются права голоса.
КС РФ добавил, что ограничение права голоса для осужденных в РФ является дифференцированным, избирательным и соразмерным. Таким образом, действующие нормы закона в РФ соответствуют международным стандартам, поэтому постановление ЕСПЧ в российской судебной системе и практике является возможным и реализуемым.
По данным пресс-службы КС, это первый направленный в суд запрос о возможности исполнения конкретного постановления ЕСПЧ в рамках Конституции РФ после принятия в декабре 2015 года закона, вносящего поправки в федеральный закон "О Конституционном суде РФ".
Согласно документу, который в декабре прошлого года подписал президент РФ, КС разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь ЕСПЧ, в случае их противоречия российской Конституции.