В Москву прибывает госсекретарь США Кондолиза Райс для оказания давления и усиления сотрудничества
AFP
Госсекретарь США Кондолиза Райс во вторник прибудет в Москву для подготовки предстоящей встречи президентов РФ и США Владимира Путина и Джорджа Буша. На переговорах с госсекретарем США в Москве планируется обсудить реализацию договоренностей, достигнутых президентами двух стран в Братиславе, и график российско-американских контактов на высшем уровне.

Ожидается, что госсекретарь США Кондолиза Райс, которая нанесет свой первый визит в Россию в качестве главы американского внешнеполитического ведомства, будет вести речь о необходимости усиления сотрудничества в сфере безопасности и обороны, а также вновь выразит обеспокоенность Запада по поводу приверженности Владимира Путина демократии. Считают, что Райс будет соблюдать баланс в выполнении повестки дня своего визита в Россию: она будет оказывать давление по первому вопросу, а ко второму вопросу подойдет окольным путем, сообщает The Washington Times (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).

В своем заявлении перед визитом в Москву, который начнется во вторник и займет два дня, Райс сказала, что Соединенные Штаты проводят по отношению к России политику, нацеленную на сотрудничество, но в то же время обеспокоены тем, что предыдущий госсекретарь Колин Пауэлл называл "отступлением России от демократии". Перед отъездом в Москву Райс заявила: "У наших отношений с Россией - огромный потенциал, мы можем очень многое сделать вместе, по мере того как Россия будет продвигаться по пути демократии".

Придерживается ли Райс по отношению к России позиции, аналогичной той, что занимал Колин Пауэлл? Можно также задаться вопросом, совпадает ли мнение о России Кондолизы Райс с мнением ее босса Джорджа Буша? Как Буш, так и Райс хотели бы видеть в России стратегического союзника, который следует принципам демократии, но, судя по всему, у них разный подход к вопросу, какими способами подвести Россию к этому. Буш позволил Райс действовать в этом направлении так, как она считает нужным.

Нет сомнений в том, что Райс разделяет политику администрации Буша по продвижению демократических свобод и институтов в мире. Буш сделал это главной целью своей внешней политики на период второго срока и напомнил об этом российскому президенту Владимиру Путину во время встречи двух президентов в столице Братиславы Словакии в феврале этого года.

Путин подвергся резкой критике, главным образом со стороны Запада, но в некоторой степени и в России за свои политические реформы, которые включают в себя назначение Кремлем губернаторов российских регионов, а также переход на систему выборов по партийным спискам, в результате чего пострадали кандидаты, которые раньше выдвигались как независимые или от небольших партий. Путина также критикуют за значительный прессинг в отношении электронных СМИ и вмешательство в выборы на постсоветском пространстве.

Невзирая на критику, есть много признаков того, что Кондолиза Райс считает возможным в случае с Россией действовать более утонченным способом, чем прибегая к открытой критике путинских политических реформ и отношения Кремля к средствам массовой информации. Стратегия Райс основана на том, чтобы поощрять Кремль к продолжению реформистского курса в стране путем вовлечения России в двустороннее и международное сотрудничество.

Главным приоритетом во время визита Кондолизы Райс, как и во время встречи Буша с Путиным в Братиславе, будет попытка заверить Кремль в том, что Соединенные Штаты не намерены изолировать Москву на международной арене - проблема, по поводу которой Путин публично высказывал беспокойство в конце прошлого года. Не менее важные цели визита - продолжать вовлекать Кремль в сотрудничество в таких важных сферах, как война против терроризма и нераспространение ядерного оружия.

Может ли какой-либо из этих вопросов побудить Кремль идти в том политическом направлении, которое хотела бы видеть Райс? Скорее всего, нет, и на это не стоит рассчитывать.

Как опытный эксперт по России, Райс понимает, что, если публично критиковать Кремль за его действия во внутренней политике, Москва воспримет в штыки такую критику. Такой подход не срабатывал в отношении Советского Союза, не сработает он и для путинского Кремля.

В заявлении Райс перед визитом в Россию отражено то, какими способами она намерена развивать двусторонние отношения. "Я буду говорить о том, что все заинтересованы в демократической и процветающей России, - сказала Райс и затем назвала главную причину необходимости двустороннего сотрудничества: - Создать такие отношения с Россией, которые могут сблизить Россию с Западом, чтобы эта страна продолжала продвигаться по пути к более демократичному и открытому обществу, основанному на принципах свободного рынка".

В высказываниях Кондолизы Райс выражена обеспокоенность сегодняшним состоянием и будущим российской демократии и также видно стремление добиться интеграции России в западные экономические и торговые институты. Госсекретарь считает, что открытые рынки могут способствовать развитию открытого общества, в том числе и в России. Работая в этом направлении, Россия и Соединенные Штаты пришли к соглашению о том, что уже в этом году Россия должна вступить во Всемирную торговую организацию.

Во время визита Кондолизы Райс в Москву американская стороны также намерена обсудить ряд других вопросов сотрудничества в торговой и энергетической сфере, написала газета "Время новостей". Эти вопросы не касаются демократии напрямую, но такое сотрудничество поддерживает "общество с принципами свободного рынка" в России.

Многие истолковали высказывания Райс о состоянии демократии в России как свидетельство того, что в администрации Буша Райс является "ястребом" по отношению к путинскому Кремлю. Но на самом деле "ястребом" может быть Буш, тогда как Райс скорее "голубь".

Внешнеполитический курс Буша демонстрирует, что его главные приоритеты - только национальная безопасность и продвижение демократических институтов в мире. Райс, со своей стороны, является "путеводителем Буша по России". Она сформировала у Буша его представление о целях российско-американских отношений, и Буш предоставил ей необходимую свободу действий для того, чтобы эти цели были реализованы.

Многочисленные критики Путина могут не очень хорошо воспринять то, что Райс будет говорить кремлевской элите по поводу демократии, но работа Райс и не заключается в том, чтобы радовать кого-либо другого, кроме ее босса.