"Следствию еще предстоит выяснить точное количество участников нападения на Козлова, а также пути их отхода", - сказал собеседник "Интерфакса".
Показания очевидцев убийства свидетельствуют о том, что нападавших было не меньше двух. Однако, отметил источник, исходя из того, что неизвестные поджидали жертву в кустах на плохоосвещенной территории, "не исключается, что свидетели могли не заметить их сообщников".
Андрей Козлов скончался в 33-й больнице рано утром 14 сентября. В минувшую субботу с ним простились в Москве в Центральной клинической больнице. В этот же день его похоронили на Троекуровском кладбище столицы. Иностранная пресса на выходных продолжила обсуждать убийство первого зампреда Центробанка России.
Редакция The Washington Times зачисляет Козлова в список "реформистов-мучеников", людей, чья работа стоила им жизни. Убийство издание расценивает как прямую атаку "отдельных элементов коррумпированной банковской системы на прозрачность и открытость".
Газета отмечает, что российские власти ждет решающее испытание, и если они не проведут активного преследования убийц, то рискуют потерять доверие, в том числе иностранных инвесторов. "Россия должна показать, что это убийство не знаменует возвращения к тому, что хотя бы отдаленно напоминает ужасные дни 1990-х, когда заказные убийства были повальными, - отмечает издание. - Мир будет следить за российским президентом Владимиром Путиным, который должен лично гарантировать задержание и осуждение преступников".
На необходимость продолжения и углубления банковской реформы, которой занимался Андрей Козлов, указывает редакция Financial Times. "Его убийство - это прямой вызов всему правительству России, которое должно отреагировать - и однозначно отреагирует - не просто минутой молчания на убийство банкира, а удвоением усилий в борьбе с коррупцией в банковской системе", - пишет британское издание, поясняя, что банковская реформа сыграла существенную роль в переходном периоде всех бывших коммунистических стран, так как именно через банковскую систему происходит распределение ресурсов в рыночной экономике.
Однако также она может быть каналом для отмывания денег сомнительного происхождения. В России эти деньги включают не только доходы от наркоторговли или организованной преступности, но и активы хаотичных приватизаций прошлого или невыплаченные налоги и доходы от нелицензированного бизнеса, отмываемые в богатой нефтью экономике, которой зачастую не хватает законности.
Так что в России очень удобно иметь банк, которых абсурдно много - 1200, считает Financial Times. Поскольку лишь один из них, государственный Сбербанк, содержит более половины всех частных депозитов, большинство этих банков, вероятно, обслуживают лишь небольшое количество клиентов, а не общественные интересы. В последние 4 года Козлов пытался восстановить доверие к банковскому сектору, введя схему гарантии по вкладам и, довольно смело, отозвав лицензии у десятка банков, подозреваемых в отмывании денег.
Появились все признаки того, что Путин решительно отреагирует на убийство Козлова, замечает редакция газеты. Указав на ежемесячное отмывание миллиардов рублей и отток денег за границу, президент заявил, что он объединит милицейских, судебных и банковских чиновников в единую группу для борьбы с финансовой преступностью.
У Путина есть все причины пребывать в замешательстве от самого громкого покушения за все 6 лет его пребывания у власти. После покушения на рынках колебаний практически не было - ибо прибыли от инвестирования в процветающую благодаря нефти Россию до сих пор, кажется, перевешивают риски.
Однако убийство Козлова нарушает атмосферу стабильности, которую, как утверждает Путин, он принес России после ельцинских лет. Президент России преуспел в укреплении государственной власти, что чувствуется в запугивании его политических оппонентов, но не в обеспечении буквы закона.
В том же ключе высказывается и корреспондент газеты The Wall Street Journal Грегори Л. Уайт в статье "Убийство банкира служит напоминанием о темной стороне России". Он подчеркивает, что убийство "пошатнуло хрупкую стабильность, над воцарением которой работал Путин. Это убийство указало на расхождение между имиджем России как возрождающейся глобальной державы, который пытается создать Путин, и реальностью страны, до сих пор подрываемой коррупцией и преступностью". Со ссылкой на высокопоставленного кремлевского чиновника газета указывает, что покушение на Козлова может привести к системному кризису в России.
"После прихода к власти в 2000 году Путин резко усилил хватку в стране, подавив оппозицию и критичные СМИ, сокрушив чеченских сепаратистов и централизовав власть в Кремле, – пишет The Wall Street Journal. – Но несмотря на обещания установить "диктатуру закона", Путин не проявлял рвения в проведении остро необходимой ревизии правоохранительных структур, вероятно, опасаясь дестабилизировать нынешнюю систему. Кроме того, он подорвал доверие в судебной власти, использовав ее против политических оппонентов, указывают чиновники и аналитики".
"По многочисленным свидетельствам, коррупция на высших уровнях и уголовная деятельность в действительности даже усугубились в последние годы, когда Путин устранил систему сдержек и противовесов, которая действовала с 1990-х. В мае Владимир Устинов, тогдашний генеральный прокурор России, заявил на заседании правительства, что усилия по борьбе с оргпреступностью увенчались провалом. "Она набирает силу и все больше и больше проникает в правительственные правоохранительные органы", – заявил он.
Американское издание признает, что количество заказных убийств за время президентского срока Путина сократилось по сравнению с 1990-ми, когда они были распространенным способом решения деловых споров, однако в последние годы мишенями подобных убийств все чаще становились известные чиновники.
"То, что происходило в 1990-е, сегодня не закончилось. Это сведение счетов за собственность и контроль", - цитирует газета слова Маши Липман, аналитика Московского центра Карнеги.
Козлов был самым высокопоставленным российским чиновником, убитым в правление Путина, однако последние несколько лет были также отмечены убийствами губернатора, депутата парламента, кремлевских назначенцев в государственные компании и других чиновников.
"В определенных деловых кругах сохраняется менталитет, согласно которому, избавляясь от человека, избавляешься от проблемы", – заявил Геннадий Гудков, член парламентского комитета по безопасности и бывший офицер ФСБ.
Хотя следователи арестовали людей, совершивших многие из этих преступлений, преследование заказчиков этих убийств имеет меньший успех. Некоторые дела разваливались прямо в суде, как произошло в начале этого года на процессе над двумя мужчинами, обвиняемыми в убийстве в 2004 году Пола Хлебникова, американского редактора российской версии Forbes.