Накануне в суде успели выступить представители обвинения, которые постарались доказать, что версия уроженца Нальчика Аслана Черкесова об убийстве в ходе самообороны несостоятельна и имело место хладнокровное убийство. Невзирая на это, защита продолжила гнуть свою линию: Черкесов стрелял наугад и не хотел никого убивать.
Защитник Черкесова Игорь Панков принялся убеждать присяжных, что его клиент виновен только в причинении телесных повреждений, причем неумышленных. "Я призываю присяжных внимательно и тщательно исследовать все обстоятельства дела и подойти со всей ответственностью к решению. Я считаю, что в умышленном убийстве и покушении на убийство Черкесов не виновен. Не виновен он и в совершении хулиганства", - заявил адвокат, которого цитирует "Интерфакс".
Убийство Свиридова было необходимой самообороной, повторил версию защиты Панков. Аслан Черкесов стрелял из-под плеча, стрелял рукояткой вверх и только в нападавших людей, заверил он, поспорив с заключением экспертов-криминалистов. Обзор судебной хроники, где излагается позиция обвинения, представляет сайт "Заголовки.ру".
- Накануне в "аквариуме": "Ваша честь, это что за бред?"
- Уроженцы Дагестана снова взялись за оружие, устроив стрельбу на рынке "Садовод"
Адвокат задался вопросом: находясь в центре драки, которая происходила буквально на двух-трех квадратных метрах, "мог ли Черкесов правильно оценить обстановку?!". "Было ли умышленным убийство Егора Свиридова? Конечно же, нет. Ведь умышленное убийство - это когда человек имеет предмет, которым совершенно точно совершит убийство, и знает, что человек умрет, на это у Черкесова не было ни времени, ни желания", - отметил Панков.
Также он подчеркнул, что в действиях Черкесова не было и хулиганства, отмечает ИТАР-ТАСС. "А по поводу случившегося он сам очень переживает, ему это по ночам снится", - резюмировал защитник.
27-летний Аслан Черкесов обвиняется в убийстве Свиридова, еще пятерых кавказцев считают просто участниками драки. Ему также инкриминируют покушение на убийство, умышленное причинение легкого вреда здоровью, грабеж и хулиганство. Уроженцы Дагестана 20-летние Акай Акаев, Артур Арсибиев и Нариман Исмаилов, а также 21-летний Рамазан Утарбиев и 19-летний Хасан Ибрагимов обвиняются лишь в хулиганстве и умышленном причинении легкого вреда здоровью. Все, кроме Черкесова, не признают своей вины даже частично.
Адвокат защищает зачинщика драки: москвичи обидели его маму
Еще до того, как к трибуне подошел защитник Черкесова, в суде выступила Валентина Семина - адвокат Наримана Исмаилова. Исмаилов, по ее словам, не отрицает, что первым нанес удар. Но у него, по мнению защиты, был значимый повод: москвичи нецензурно бранили его мать (по всей видимости, речь идет о расхожем ненормативном выражении, которое не имело отношения конкретно к матери Наримана Исмаилова - прим. NEWSru.com). Ранее прокуроры назвали оскорбление "незначительным поводом" для драки, однако адвокат заявила, что придерживается другого мнения: "Кто-то к ругательству с употреблением слова "мать" относится равнодушно, а кто-то это не приемлет".
При этом Семина заметила, что драка была обоюдной, и об этом свидетельствуют показания ряда свидетелей. "Поэтому, если есть хулиганство у подсудимых, то оно есть и у потерпевших", - отметила защитница. "Я верю, что вы разберетесь в этой ситуации по совести, со всей ответственностью и объективностью, и, пожалуйста, помните, что те ребята, которые сидят сейчас за решеткой, - они тоже чьи-то дети", - подвела итог адвокат.
Адвокат Хасана Ибрагимова также заявил присяжным, что речь прокуроров, заявленная накануне, была несомненно яркой и эмоциональной, но абсолютно неубедительной. Защитник отметил, что эта речь могла бы оказать влияние на "тех людей, которые смотрят программу "Час суда", но не на нас с вами", кто исследовал это дело изо дня в день.
"Прошу вас отнестись критически к показаниям свидетелей, потерпевших и оценивать их в совокупности с другими показаниями, - сказал адвокат. - Прошу вас принимать решение по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законном и совестью".
Черкесов "казнил" болельщика, рассказал эксперт в радиоэфире
Прокуроры ранее опровергали версию Черкесова о самозащите, апеллируя к данным криминалистической экспертизы и указывая на ранения убитого. Аслан Черкесов не просто застрелил противника в драке, он хладнокровно "казнил" его выстрелом в упор, подтвердил в эфире "Русской службы новостей" и специалист, проводивший баллистическую экспертизу и давший заключение по делу об убийстве болельщика. По понятным причинам мужчина не стал называть своего имени.
"Защита хотела опровергать результаты нашей экспертизы. Но то, что Свиридова застрелили преднамеренно, - это факт. Стреляли сверху вниз в упор. Ствол прикасался к голове Свиридова. Он либо лежал, либо был на четвереньках. Это расправа, это казнь. Это не была защита. И от этого никуда не денешься", - сказал анонимный эксперт.
Именно эти выводы экспертизы приводила в ходе судебных прений прокуратура. Представитель гособвинения Мария Семененко отмечала, что "смертельный выстрел в Свиридова был сделан в голову в упор, сверху вниз, а семь выстрелов были сделаны в задние части тел потерпевших". "Не было никаких причин для применения оружия", - указывала прокурор, упирая на то, что данные экспертов полностью опровергают выгодную Черкесову версию о попытке защититься от агрессивных москвичей.
Согласно медицинским и баллистическим исследованиям, 7 из 12 выстрелов Черкесов произвел в спины потерпевших. В Свиридова он попал 4 раза: два раза с левого бока, с дистанции, третий раз в живот (пуля прошла в брюшную полость и вызвала кровоизлияние), а когда молодой человек стал оседать на землю, Черкесов выстрелил ему в голову в упор, рассказывает "Московский комсомолец".
"В этом бессмысленном выстреле как раз и проявляется лучше всего мотив преступления, - заявил в понедельник в суде прокурор Антон Щербаков. - Черкесов хотел показать свое превосходство: "У меня пистолет. Я решаю, кому жить, а кому умереть".
Буйство в "аквариуме": "Ваша честь, это что за бред?"
Обвиняемые накануне крайне нервно реагировали на речь прокуроров, прерывая ее репликами из "аквариума": "Это че за бред несут?!" Черкесов требовал "убрать отсюда вот этих клоунов", показывая на кого-то в зале. Недовольны были и родственники подсудимых. Когда Семененко обратила внимание, что ни у одного из кавказцев не возникло мысли вызвать помощь окровавленным жертвам, из зала послышалось: "Ишь чего захотела".
Когда гособвинитель рассказывала, что "следы пороха на куртке Черкесова говорят, что он не мог стрелять из-за плеча или через плечо", главный обвиняемый засмеялся. "Дура", - сказал он. "Ты, что ли?" - отозвался кто-то со стороны потерпевших.
Перепалки не прекратились и позднее, рассказывает "Газета.Ru". Прокурор стала рассказывать, что у Ибрагимова на брюках было обнаружено пятно крови одного из потерпевших "размером 10 см", на что тот буркнул: "Капелька маленькая. Врет она".
А подсудимый Акаев возмутился, когда прокурор поставила ему в вину нежелание вызвать скорую помощью для избитых москвичей. "Меня побили, а я должен был скорую вызвать?" - засмеялся дагестанец.
Негодование в "аквариуме" все нарастало, и Черкесов в итоге получил замечание судьи. "Ваша честь, мне смешно, поэтому я ее не слушаю, это все ложь", - объяснил Черкесов. "Смеется хорошо тот, кто знает, над чем смеется", - парировала Семененко.
Когда стал выступать обвинитель Антон Щербаков, Черкесов не выдержал снова. "Ваша честь, это что за бред?" - возмутился он, вскочив с места. Чуть позже обвиняемый опять поднялся с места, указал на мужчину, пришедшего вместе с вдовой убитого Свиридова и заявил: "Вот этот человек сидит, мне угрожает, жесты показывает, а вы молчите вообще". Судья вновь попросил его успокоиться.
Защитники накануне успели выступить лишь кратко. Адвокаты долго колебались, кому говорить первым, затем к трибуне вышла защитница Акая Акаева Жанна Дроздова.
"Я не буду давать оценку показаниям потерпевших, так как они находились в сильной степени алкогольного опьянения, это мешало им адекватно воспринимать случившееся", - начала она. Защитница отметила некоторые противоречия в показаниях потерпевших, напомнила, что одна из свидетельниц утверждала, что Утарбиев и Арсибиев били четверых москвичей. "Как могут двое избить четверых здоровых мужчин?" - недоумевала Дроздова.
Следующим выступил защитник Артура Арсибиева Сулейман Ибрагимов. Он отметил, что никакого сговора среди подсудимых не было, и стал подвергать сомнению показания свидетелей. Ибрагимов, в частности, отметил, что, если верить потерпевшим, на каждого из них нападало по два-три человека, но подсудимых шестеро, а потерпевших пятеро, включая Свиридова: "Тогда нужно признать, что остальные потерпевшие стояли и наблюдали, как бьют их товарищей". В заключение он попросил присяжных помнить о презумпции невиновности и трактовать все сомнения в пользу подсудимых.
Приговоры убийцам двух фанатов могут вынести до "Русского марша"
Убийство Егора Свиридова вызвало негодование радикально настроенной молодежи в целом ряде городов России. Ее возмутил не только сам факт убийства, но и то, что столичные милиционеры быстро отпустили из-под стражи всех задержанных, кроме Черкесова.
Особенно активно радикалы проявили себя в Москве, где 11 декабря 2010 года националисты устроили беспорядки на Манежной площади и вступили в столкновения с ОМОНом. Националисты и выходцы с Кавказа планировали продолжить уличные "разборки", в частности вскоре после беспорядков на Манежной запланировали встречу возле Киевского вокзала, однако полиция пресекла попытки продолжить конфликт.
С тех пор радикалы неоднократно пытались использовать убийства молодых людей в выходцами с Кавказа, чтобы вывести толпу на улицы. В последний раз они предприняли подобную попытку в центре столицы 8 октября. Тогда полиция задержала около ста человек, многие из которых были вооружены дубинками, арматурой и травматическим оружием.
В Мосгорсуде сейчас также рассматривается другое дело об убийстве фаната "Спартака": это дело Юрия Волкова, которого зарезали в драке с приезжими из Чечни на Чистопрудном бульваре летом 2010 года. Дело рассматривается в закрытом режиме, на скамье подсудимых находятся Ахмедпаши Айдаев, Бекхан Ибрагимов и Магомед Сулейманов.
Есть мнение, что суд пытается завершить дела Свиридова и Волкова до 4 ноября, когда националисты по традиции соберутся на "Русский марш" и могут попытаться использовать недовольство этнической преступностью для разжигания межнациональной розни. Судья по делу Волкова "хочет поскорее окончить дело и даже назвал примерный срок - до конца этой недели", заявил "Известиям" адвокат обвиняемого в убийстве Ахмедпаши Айдаева Абусупьян Гайтаев. "Не исключено, что два резонансных дела решено окончить одновременно", - сказал он.