Россия отказалась от своей жесткой и труднообъяснимой позиции по реадмиссии – процедуры высылки нелегальных мигрантов. Речь идет о том, кто несет расходы по транспортировке лиц из третьих стран, если они незаконно попали на территорию ЕС через Россию. Москва долгое время отказывалась брать эти расходы на себя и подписывать соответствующее соглашение, а в Брюсселе решение проблемы реадмиссии всегда увязывали с облегчением визового режима между Россией и Евросоюзом.
Позиция российского МИДа претерпела значительные изменения в ходе переговорного процесса. Причем российский президент объяснил, почему отстаивать прежнюю позицию не имело смысла. За последние три года российско-литовскую границу (Литва - единственное государство, с которым заключен договор о реадмиссии) пересекли 1,7 млн человек. "У нас нет ни одного случая реадмиссии. Зачем же мы будем жестко настаивать на своей позиции? Да, мы ее поменяли. Сделали это в интересах граждан России", - сказал президент.
В интересах некоторых категорий граждан России достигнута встречная договоренность об облегчении процедуры получения виз для въезда в ЕС. Речь идет, прежде всего, об удешевлении и продлении срока действия виз для студентов, научных работников, предпринимателей, политиков и дипломатов. И Владимир Путин, и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подчеркнули, что эти договоренности - один из этапов процесса, конечной целью которого является безвизовый режим между Россией и ЕС.
Кроме того, Лавров информировал, что сегодня была достигнута договоренность о том, что компания "Красноярские авиалинии" продолжит рейсы в Португалию. По мнению Лаврова, "это поможет развитию контактов между двумя странами". В свою очередь Диогу Фрейташ ду Амарал подчеркнул, что "Португалия никогда не создавала визовых проблем в отношениях с Россией". "Нам нужно было лишь ожидать решения в рамках ЕС, - сказал он. - Мы удовлетворены достигнутой на саммите Россия-ЕС в Лондоне договоренностью, осталось лишь выполнить некоторые формальности". Португальский министр сообщил, что сейчас идут переговоры, чтобы решить проблему воздушного сообщения между Россией и Португалией.