По версии подмосковного управления Следственного комитета РФ, которое и завело дело, 35-летний полицейский из Коломны, зарегистрированный в социальной сети "ВКонтакте" под именем Володимир Синеко, сделал репост видеозаписи "Пьяный русский vs узбек" и опубликовал комментарий, в котором "содержатся психологические и лингвистические признаки унижения русских, как представителей группы лиц, выделяемой по национальном признаку".
Материалы были собраны сотрудниками четвертого окружного отдела управления ФСБ по Москве и Московской области, уточнил источник РБК, знакомый с ходом расследования. При этом мера пресечения в отношении сержанта пока не избиралась.
Источник в полиции сообщил, что подозреваемый работал в органах внутренних дел уже пять лет, у него есть трое несовершеннолетних детей.
Отметим, что число осужденных по статьям Уголовного кодекса, связанным с экстремизмом, с 2011 года возросло в России в четыре раза. В МВД в апреле признали, что иногда судьи выносят ошибочные решения, однако заявили, что к ответственности привлекают в основном тех, кто "реально вредит и раскачивает ситуацию в стране".
По данным судебного департамента при Верховном суде РФ за 2017 год, все больше приговоров выносится по статьям 280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ), 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ), 282 (возбуждение ненависти, вражды, а равно уничижение достоинства человека), 282.1 (организация экстремистского сообщества), 282.2 (организация деятельности организации, запрещенной за экстремизм), 282.3 (финансирование экстремистской деятельности) главы 29 УК РФ.
В целом по этим статьям в 2017 году осудили 604 человека, а в 2011-м таковых было только 149 человек. При этом в прошедшем году больше всего - 460 человек - были осуждены по статье 282.
"На самом деле осужденных больше. Есть еще те, у кого эти статьи проходят дополнительным обвинением, но подсчитать всех сложно", - рассказывал в беседе с "Коммерсантом" директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский. По его словам, надо также учитывать осужденных по части 1 статьи 148 (публичное неуважение к обществу в целях оскорбления чувств верующих), статьи 205.2 (публичные призывы к терроризму, оправдание или пропаганда терроризма) и статьи 354.1 (реабилитация нацизма). А это еще 39 осужденных.
Согласно исследованию Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), опубликованному в мае 2016 года, антиэкстремистское законодательство позволяет трактовать понятие экстремизма настолько широко, что под него можно подвести и публичное несогласие с действующим политическим курсом, дающее пространство для разных трактовок. Кроме того, под экстремистскую деятельность может попасть и то, что в действительности должно считаться "антиэкстремизмом". Иными словами, люди осуждают негативные практики, связанные с экстремизмом, но их действия трактуются как экстремистские.
Хорошим подспорьем для исполнения "палочной отчетности" становятся перепосты в соцсетях (в основном во "ВКонтакте") текстов, видео- и аудиозаписей из Федерального списка экстремистких материалов.