Международная правозащитная организация Amnesty International отказалась признавать экс-руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести
Khodorkovsky.ru
Международная правозащитная организация Amnesty International отказалась признавать экс-руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести. Как передает "Интерфакс", об этом сообщил глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов. "Международная амнистия" ответила на так называемое "письмо сорока пяти": представители интеллигенции просили признать известных российских заключенных узниками совести. Симонов как раз и отправил "письмо сорока пяти" в правозащитную организацию.

Ответ, полученный из Amnesty International, подписан генеральным секретарем этой правозащитной организации Салилом Шетти. В нем, в частности, говорится: "В настоящее время Amnesty International изучает решение суда по итогам второго процесса. Мы пересмотрим нашу позицию в свете предстоящего обжалования и с учетом нашей политики и принципов. Тем временем члены Amnesty продолжат призывать российские власти соблюдать права Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Сторонники организации будут добиваться, чтобы российские суды обеспечили торжество правосудия и отменили последний обвинительный приговор".

- Решение может быть пересмотрено

"Amnesty International было несложно прийти к выводу о том, что второй судебный процесс по их делу имел прежде всего политические мотивы", - говорится в ответе. Однако организация признает человека узником совести лишь в том случае, если сможет с уверенностью заявить, что ни одно из предъявленных ему уголовных обвинений не является обоснованным.

"Строгие критерии, которыми руководствуется Amnesty International в своей работе, неизменно приводят к тому, что организации приходится принимать долгое решение, особенно когда речь идет о сложных делах, касающихся предполагаемого мошенничества и уклонения от уплаты налогов. Именно такая ситуация сложилась с вынесением первых обвинительных приговоров Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву", - отмечается в ответе Amnesty International.

Авторы письма расстроены, адвокаты - не особенно

Алексей Симонов "категорически не удовлетворен" полученным ответом. "Это двусмысленный, запутанный и совершенно ничего не проясняющий ответ, очень похожий на решения российских судов", - заявил Симонов.

"К сожалению, в данном случае я убедился в том, что всякая правозащитная организация, выходящая на уровень государственных решений, теряет в непосредственности и обретает абсолютно бюрократические черты. К сожалению, это так", - сказал Симонов.

Кроме того, Симонов разочарован тем, что авторов обращения посчитали "недоумками", которым Amnesty International в ответе решила объяснить разницу между понятиями "узник совести" и "политзаключенный".

В свою очередь, защитники Ходорковского и Лебедева не драматизируют ситуацию. "Их осторожная позиция хорошо известна", - сказал адвокат Вадим Клювгант, имея в виду Amnesty International. Адвокат Карина Москаленко не исключает, что возможна перемена позиции международных правозащитников.

"Я думаю, что грядущее рассмотрение кассационной жалобы станет тем поворотным моментом", - отметила она.

Москаленко при этом напомнила, что правозащитная организация неоднократно заявляла о многочисленных нарушениях, которые допускаются в ходе процесса против Ходорковского и Лебедева.

Решение может быть пересмотрено

Международная правозащитная организация Amnesty International заявляет, что решение не признавать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узниками совести не является окончательным и может быть пересмотрено.

"Мы постоянно следим за тем, что происходит. Мы всегда готовы к тому, что наша позиция может быть пересмотрена как в свете предстоящего обжалования (кассационная жалоба на второй приговор по ЮКОСу рассматривается Мосгорсудом 24 мая), так и с учетом нашей политики и принципов. Процесс всегда в развитии", - заявил в среду глава российского отделения Amnesty International Сергей Никитин.

"Тот факт, что мы не сказали, что Ходорковский и Лебедев - узники совести, совсем не означает, что мы прекращаем свою работу или уменьшаем активность. Совсем наоборот - мы работали и будем работать", - заявил Никитин, отметив, что в ходе второго процесса по делу ЮКОСа было "колоссальное количество нарушений".

"Так ли важно обсуждать проблему - является ли кто-то узником совести или нет? Гораздо важнее видеть суть вещей - права этих людей нарушены. Мы работали и будем работать в отношении Ходорковского, Лебедева и многих других людей, которые находятся в тюрьме лишь за то, что они защищали свои права и права других людей", - сказал глава российского отделения Amnesty International.

"Спору нет - наши критерии очень строгие, и это не первый раз, когда нам приходится принимать очень трудные решения, особенно в тех случаях, когда речь идет о сложных делах, касающихся мошенничества и ухода от налогов. Именно такая ситуация и сложилась при вынесении первых обвинительных приговоров Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву", - сообщил Никитин.

Он сказал, что Amnesty International "с глубоким уважением относится к тому, как российские правозащитники и интеллигенция защищают права человека в случае с Ходорковским, Лебедевым и многими другими людьми".

"Мы еще раз подчеркиваем, что узниками совести мы называем только тех лиц, которых лишают свободы исключительно за то, что они мирно воспользовались правом выражать свое мнение. Amnesty International признает человека узником совести лишь в том случае, если организация может с уверенностью заявить, что ни одно из предъявленных ему уголовных обвинений не является обоснованным", - сказал Никитин.

В середине марта группа российских писателей, актеров, режиссеров, ученых и журналистов - всего 45 человек - обратились в Amnesty International с просьбой признать Ходорковского и Лебедева узниками совести.

Обращение, в частности, подписали писатели Борис Акунин, Борис Стругацкий, Людмила Улицкая, актеры и режиссеры Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Эльдар Рязанов, ученые Юрий Рыжов и Евгений Гонтмахер, журналисты Владимир Познер, Леонид Парфенов и Юрий Рост.

Вопрос о признании узниками совести решался на уровне международного секретариата Amnesty International.