Кроме того, будет обсуждаться ситуация вокруг Ирана и Северной Кореи. Российскую сторону на переговорах представляют министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Анатолий Сердюков, пишет ИТАР-ТАСС. Лавров и Райс заявили, что ожидают продуктивного диалога и надеются сгладить существующие противоречия.
Глава российского МИДа отметил, что обе стороны сознают необходимость "минимизировать расхождения по некоторым вопросам". Лавров подчеркнул ценность формата "два плюс два" и напомнил, что за три дня до переговоров Джордж Буш связался с Дмитрием Медведевым по телефону и обещал обеспечить "преемственность по всем направлениям партнерства, включая военно-техническое сотрудничество, сферу международных отношений, экономических и гуманитарных связей".
Кондолиза Райс также выразила надежду, что дискуссия в Москве окажется полезной. "Сегодня пройдет более детальная работа по укреплению партнерства. Мы подчеркнем области, где есть согласие, и обсудим вопросы, где есть разногласия", - пообещала госсекретарь.
Российско-американские переговоры обещают быть напряженными. Главный камень преткновения в отношениях Вашингтона с Москвой - американские планы по размещению элементов системы ПРО на территории Восточной Европы. Радарная станция в Чехии и база противоракет в Польше, как заверяют США, призваны стать защитой от возможной атаки со стороны "государств-изгоев", прежде всего со стороны Ирана. Российские официальные лица настаивают, что в подобной системе нет необходимости и что она представляет угрозу безопасности РФ.
"Какие-либо подвижки, а тем более достижение договоренностей возможны только если американцы привезут в Москву новые предложения, - цитирует ИТАР-ТАСС неназванный источник в российском министерстве обороны. - Если они привезут то, что было представлено на такой же встрече в октябре прошлого года, все сведется к озвучиванию давно известных позиций".
Кроме того, Россию не устраивает стремление заменить Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений новым документом, носящим сугубо "уведомительный характер... без четких обязательств по сокращению и ограничению" числа ядерных ракет и боеголовок. Вдобавок Россия настаивает на ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе всеми без исключения странами НАТО. "Дискриминационные фланговые ограничения, действовавшие только в отношении России", Москва больше соблюдать не будет, подчеркнул источник агентства.
Одновременно некий высокопоставленный представитель МИД РФ сообщил, что в октябре прошлого года американцы привезли в Москву "фактически предложения о мерах доверия, которые предусматривали присутствие российских офицеров на объектах ПРО в Восточной Европе, забетонирование радара в Чехии таким образом, чтобы он не был направлен в сторону России, а также чтобы ракеты-перехватчики в Польше не загружались в шахты". США ждут ответных уступок со стороны России. "Мы представили многое, и теперь им пришла пора ответить взаимностью", - заявил Роберт Гейтс.
Во вторник утром Райс около часа уделила встрече с представителями российского гражданского общества и предпринимателями. В ней приняли участие около 10 человек, в частности, экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков и лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский. Представители СПС, Российского народно-демократического союза Михаила Касьянова и Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова на встречу приглашены не были, передает "Интерфакс". Участники мероприятия не стали рассказывать о его ходе, сославшись на то, что "это был частный разговор".
За день до этого Райс и Гейтс побеседовали в Кремле с действующим президентом Владимиром Путиным и избранным президентом Дмитрием Медведевым. В отличие от октября 2007 года, когда американские министры приезжали в Москву в прошлый раз, глава государства встретился с ними до официальных переговоров. "Мне думается, что по некоторым проблемам можно поставить точки в качестве окончательных договоренностей", - отметил Путин.
"Мы хотим установить прочные отношения для дальнейшего продвижения российско-американского взаимодействия, - сказала Райс, - у нас много положений, где есть согласие, и мы бы хотели расширить сотрудничество". "Но учитывая всю сложность и комплексность российско-американских отношений, есть вопросы, где у нас нет согласия, - добавила она. - Их все-таки хотелось бы преодолеть и достичь согласия".