Владимир Кара-Мурза
DW на русском / YouTube
Политик Владимир Кара-Мурза подал заявление в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело о покушении на убийство после выхода расследования Bellingcat о его отравлениях в 2015 и 2017 годах. Об этом сообщил "МБХ медиа" адвокат Вадим Прохоров.

"Прежде всего мы в заявлении указали про два покушения на жизнь Владимира Кара-Мурзы. По обоим случаям мы уже подавали в Следственный комитет заявления о преступлении, ни в том, ни в другом случае никаких постановлений о возбуждении либо об отказе мы не получали. Мы об этом напомнили и одновременно приложили данные из расследования, где прямо указаны фамилии тех ФСБшников, которые прямо ездили за Владимиром в его поездках", - сообщил он.

По словам Вадима Прохорова, новое заявление должно вынудить Следственный комитет дать тот или иной ответ. "Мне кажется, что они дадут отказное постановление. И дальше мы его будем обжаловать вплоть до ЕСПЧ", - сказал адвокат.

Оппозиционный политик Владимир Кара-Мурза-младший ранее уже дважды обращался в СК, но не получал ответа. После расследования Bellingcat он отметил, что появились "конкретные факты, конкретные даты, конкретные фамилии людей, которых установил Bellingcat".

Кара-Мурза подчеркнул, что доказательства отравлений, представленные в расследовании Bellingcat, не косвенные, а прямые, поскольку слежку за ним вели не обычные сотрудники ФСБ, а специалисты в области отравляющих веществ. "Химики топтунами не работают. Присутствие во всех поездках сотрудников НИИ-2 (Центральный научно-исследовательский институт специальных исследований ФСБ. - Прим. NEWSru.com) однозначно указывает на отравление", - добавил он.

По словам Владимира Кара-Мурзы, российское государство напоминает антиутопию, описанную в романе Джорджа Оруэлла "1984". "Это ведь чистый Оруэлл. Служба по защите конституционного строя занимается организацией политических убийств, а Институт криминалистики ФСБ (так называемый НИИ-2), призванный выявлять химическое оружие, сам использует его для устранения оппонентов нынешней власти", - пояснил политик.

11 февраля The Insider и Bellingcat опубликовали совместное расследование, в котором утверждается, что "сопровождавшие" Алексея Навального в поездках сотрудники ФСБ также могли быть причастны к двум отравлениям Владимира Кара-Мурзы в 2015 и 2017 годах. Этот вывод сделан с учетом передвижений контрразведчиков, которые много раз совпадали по времени и месту с поездками Кара-Мурзы.

Оппозиционный политик был предположительно отравлен дважды. В 2015 году Кара-Мурзе внезапно стало плохо во время встречи с коллегами. Врачи поставили диагноз "острая почечная недостаточность на фоне интоксикации". Долгое время оппозиционер находился в состоянии искусственной комы, был подключен к аппаратам искусственного жизнеобеспечения, так как была нарушена работа основных органов - легких, сердца, почек, печени и кишечника.

Причем после отравления события развивались примерно по тому же сценарию, как и в случае с Алексеем Навальным. Главврач Первой градской больницы Алексей Свет заявил, что пациент Кара-Мурза "нетранспортабелен", и поэтому не может быть перемещен на лечение в Германию. Ему удалось убедить даже отца Кара-Мурзы, Владимира-Кара Мурзу-старшего, в том, что во взятых на анализы биологических образцах нет ничего похожего на яд (в первые дни отец журналиста и сам просил не выдвигать криминальных версий). Тем временем в медиа через анонимные источники стали вбрасываться версии о том, что Кара-Мурза якобы переборщил с антидепрессантами.

Тем не менее образцы крови, мочи и волос Кара-Мурзы удалось отправить для токсикологического анализа во французскую лабораторию. Там обнаружили, что концентрация марганца в крови Кара-Мурзы превышена в 100 раз. Содержание цинка, меди, ртути и магния также было значительно выше нормы, в то время как железо было ниже нормы.

Но российская судебно-медицинская экспертиза не смогла подтвердить отравление.

Два года спустя, в феврале 2017 года, Кара-Мурза был госпитализирован в критическом состоянии в московскую больницу с такими же симптомами, как и в первый раз. Кара-Мурза выжил. Как он позже рассказывал, врачи утверждали, что его шансы на выживание были около 5%.

После отравления Алексея Навального Кара-Мурза в интервью рассказал, что симптомы, описанные Навальным, "один в один совпадают с теми симптомами", которые были у него самого при обоих отравлениях.

Расследователи из Bellingcat установили, что сотрудники Института криминалистики ФСБ оказывались в тех же городах, что и Владимир Кара-Мурза, в период и до первой госпитализации, и до второй. Причем первая совместная поездка отравителей с Кара-Мурзой совпала по времени с убийством Бориса Немцова, который был застрелен 27 февраля 2015 года. Борис Немцов и Кара-Мурза были двумя ключевыми фигурами, пролоббировавшими "акт Магнитского", в результате которого под санкциями оказались люди из ближайшего окружения Путина.

Проанализировав информацию о передвижениях сотрудников ФСБ, авторы расследования пришли к выводу, что спецслужба сопровождала Кара-Мурзу в поездках в семи разных городах. Более того, за два месяца до первого отравления Кара-Мурзы к сотрудникам Института криминалистики присоединился некий Роман Мезенцев.

Bellingcat отмечает, что Мезенцев - самый высокопоставленный сотрудник ФСБ из тех, кто сопровождал политика в поездке. Получив данные о звонках Мезенцева, расследователи выяснили, что он неоднократно разговаривал по телефону с полковников Макшаковым, заместителем начальника НИИ-2. Его имя впервые стало широко известно после публикации расследования об отравлении Алексея Навального. Bellingcat указывает, что Мезенцев и Макшаков общались по телефону в том числе и за несколько дней до отравления Алексея Навального.

Bellingcat проанализировал поездки Владимира Кара-Мурзы за 12 месяцев до его первого отравления в 2015 году и сравнил их с поездками известных сотрудников Института криминалистики ФСБ и сотрудников Второго управления ФСБ (Управление по защите конституционного строя). Выяснилось, что за три месяца до необъяснимой госпитализации Владимира Кара-Мурзу в поездках по России по меньшей мере четыре раза сопровождали предполагаемые сотрудники ФСБ. Это были поездки в Томск, Санкт-Петербург, Калининград и Казань. Причем поездка в Казань состоялась с 22 по 24 мая 2015 года, а Кара-Мурза и его сопровождающие вернулись в Москву менее чем за 48 часов до появления симптомов отравления.

После второго предполагаемого отравления жена Кара-Мурзы отвезла образцы крови мужа в США, где встретилась с сотрудниками ФБР, которые и пообещали передать их в токсикологическую лабораторию и позже предоставить результаты экспертизы.

Результаты так и не были получены, несмотря на неоднократные просьбы и запросы, которые делали политик и его близкие. После того, как Кара-Мурза подал в суд, ФБР все-таки поделилось результатами, правда, предоставило отредактированный документ, в котором содержались общие выводы. В ФБР полагают, что Кара-Мурза был умышленно отравлен неизвестным биотоксином.

Также из материалов дела следует, что у следователей ФБР были не только образцы крови Кара-Мурзы после отравления 2017 года, но и образцы его биоматериалов и одежды после отравления 2015 года. Согласно документам, эти образцы были отправлены в лабораторию ФБР в Куантико (Вирджиния), но результаты и этого анализа засекречены.

Причины редактирования документа неизвестны, однако в Bellingcat предположили, что материалы были засекречены в интересах российских спецслужб. По стечению обстоятельств, в последнюю неделю января 2018 года в Вашингтон прилетели глава ФСБ Александр Бортников, глава ГРУ Игорь Коробов и глава СВР Сергей Нарышкин. Официальная причина визита - обсуждение вопросов мирового терроризма с руководством ФБР.