Заявители пожаловались на нарушение нескольких статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в частности, статьи 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность). "Они утверждают, что их родные были задержаны силовиками, а затем исчезли и, по всей вероятности, погибли. Власти не признали, что люди были задержаны представителями государства, и не провели эффективное расследование исчезновений", - говорится в сообщении "Мемориала".
После нападения на полицейских 17 декабря 2016 года силовые структуры ЧР задержали, по разным данным, от 200 до 400 жителей республики. По данным "Новой газеты", часть из них расстреляли в Грозном, на территории полка Патрульно-постовой службы полиции (ППСП) имени Ахмата Кадырова. Источник издания в УФСБ по ЧР передал журналистке Елене Милашиной список из 27 жертв внесудебной казни. Проверкой информации занимались сотрудники грозненского офиса "Мемориала", в том числе руководитель представительства Оюб Титиев.
Родственникам, искавшим пропавших, угрожали расправой чиновники разных рангов, в том числе публично глава республики Рамзан Кадыров. Официальные лица требовали, чтобы люди прекратили поиски и не добивались возбуждения дела. Некоторые семьи были вынуждены покинуть Чечню, опасаясь за свою жизнь. Угрожали и "Новой газете", пытаясь добиться, чтобы журналисты прекратили публиковать материалы о "расстрельном списке". Корреспондент Елена Милашина, председатель редсовета Дмитрий Муратов и главный редактор издания Сергей Кожеуров в связи с этим пожаловались в ЕСПЧ - они считают, что в отношении них была нарушена статья 10 (свобода выражения мнения) Конвенции.
Родственники обращались к уполномоченному по правам человека в ЧР Нурди Нухажиеву, в республиканскую и федеральную прокуратуру, в республиканский Следственный комитет. В возбуждении дела по факту исчезновения людей было отказано в связи с отсутствием события преступления: по версии следствия, родственники заявителей вступили в ряды незаконных вооруженных формирований (НВФ) и уехали в Сирию.
В свою очередь, юрист "Мемориала" Татьяна Глушкова отмечает, что другие люди, которые также пропали в декабре 2016 - январе 2017 года, впоследствии обнаружились в грозненском СИЗО. Среди них были 14 человек, которых обвинили в участии в НВФ. В Верховном суде Чеченской республики они сообщили, что их похитили сотрудники республиканского МВД, пытали и заставили оговорить себя. Некоторые из этих четырнадцати, находясь в секретной тюрьме, видели там фигурантов "списка 27-ми".
Вышестоящий следственный орган несколько раз отменял отказ в возбуждении дела. Окончательное постановление об отказе было вынесено 9 февраля 2018 года. Адвокаты обжаловали отказ в Ессентукский городской суд, а затем - в Ставропольский краевой суд, но успеха не добились.