"Мне звонили анонимы, говорившие, что знают подробности, которые могут оказаться полезными. Я оказывался в барах с незнакомцами, похожими на агентов спецслужб", - вспоминает Карион в интервью Le Journal du Dimanche, на которую ссылается InoPressa.ru.
Все эти люди предлагали собственные, никак не стыкующиеся с другими, версии событий. В результате режиссер принял решение дистанцироваться от сюжета, так как понял, что исторически неопровержимые документы найти ему не удастся.
"Я взял быка за рога, отправившись на встречу с актером и режиссером Никитой Михалковым, который ничего не знал об этом деле. Он хотел сыграть самого Ветрова, известного как агент Фэруэлл, он был увлечен. Потом отказался, так как был слишком занят. Но он остался исполнительным продюсером и рекомендовал мне на главную роль Сергея Маковецкого", - рассказывает Карион.
За полтора месяца до начала съемок Маковецкий приехал в Париж. В такси по пути в аэропорт ему позвонил российский посол во Франции Александр Авдеев, который велел хорошенько подумать, прежде чем играть "мерзавца, сволочь, предателя". В итоге, вернувшись в Москву, актер отказался от роли.
Французский режиссер объясняет столь враждебное отношение Авдеева тем, что "в апреле 1983 года он оказался в числе 47 советских дипломатов, высланных вследствие разоблачений Фэруэлла". Потом дипломату удалось вернуться в Париж, а затем он уехал в Россию, чтобы занять пост министра культуры.
"После этого назначения мы были уверены, что нам не разрешат снимать в Москве, - говорит Карион. - Никита Михалков тоже покинул проект". В результате главную роль советского шпиона-перебежчика в фильме исполнил сербский босниец Эмир Кустурица, а сами съемки проходили в киевском метро, "очень похожем на московское", и в Харькове, где "неплохо сохранились следы советской эпохи", рассказал режиссер в интервью.
Ветераны французской разведки: "дело Фэруэлла" было лишь спектаклем ЦРУ для президента Миттерана
Между тем во Франции бывшие разведчики уверяли Кристиана Кариона, что в реальности "дело Фэруэлла" было лишь спектаклем, разыгранным ЦРУ, дабы проверить на лояльность нового президента Франции Миттерана, пишет, в свою очередь, The Independent. Однако, на взгляд автора, эти обвинения почти наверняка объясняются враждой между французскими разведслужбами: Ветров настоял, чтобы с ним работало управление контрразведки (Direction de la Surveillance du Territoire - DST), которому не полагалось действовать за границей. Экс-министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин называет "дело Фэруэлла" одной из важнейших страниц в истории шпионажа XX века.
Если верить статье Гаса Вейсса, американского куратора Ветрова, американцы воспользовались его информацией для диверсий: подбрасывали советским агентам дефектные конструкции и детали, в том числе некачественные турбины, из-за которых впоследствии взорвался газопровод. Кончина самого Вейсса овеяна таинственностью: в 2003 году он то ли выпал, то ли выбросился из окна своей вашингтонской квартиры.
Полковник КГБ Владимир Ветров, он же агент Фэруэлл, передал французской стороне ценнейшую информацию, которая ускорила крах СССР. Ветров служил в Директорате "Т" - подразделении, которое занималось промышленным шпионажем. В 1981-1982 годах он передал французам более 3 тысяч страниц документов и имена более 400 советских агентов за рубежом.
"Ветров обнажил советские стратегии легального и нелегального приобретения передовых западных технологий, а также пролил свет на то, что СССР был бессилен угнаться за стремительным прогрессом Запада в области электронных микросхем", - пишет британская газета. По сведениям издания, "дело Фэруэлла" напрямую повлияло на решение американского президента Рональда Рейгана в 1983 году начать программу космической гонки вооружений.
Ветров передавал секреты совершенно безвозмездно: по-видимому, им руководило разочарование в советском строе и, возможно, какая-то личная обида, делает вывод автор. После того как в феврале 1982 года Ветров ударил ножом свою любовницу и убил милиционера в московском парке, его арестовали, судили и казнили.
Премьера картины "Дело Фэруэлла" (L'Affaire Farewell) состоится на этой неделе на кинофестивале в Торонто (Канада). В широкий прокат лента выходит на следующей неделе. Она приурочена к 20-летию падения Берлинской стены и раскручивается во французских СМИ как величайший шпионский блокбастер, снятый на родине мирового кинематографа. Как отмечает InoPressa.ru, на некоторых российских сайтах название фильма уже перевели как "Прощай".