Позиция Москвы, по словам главы МИД РФ, основывается на решениях Совета Безопасности ООН. В Нью-Йорке есть комитет Совета Безопасности по санкциям в отношении талибов и "Аль-Каиды". В этом комитете зафиксирован список лиц, которые обвиняются в террористической деятельности и которые таким санкциям подвержены. С ними никаких контактов быть не может. Это даже не российская, это позиция Совета Безопасности, говорит Лавров.
При этом, по его словам, ни для кого из талибов, кто не запятнал себя в террористической деятельности, путь в политику не закрыт. Есть те, кто будет готов сложить оружие, покаяться в том, что вел неправильный образ жизни и стать на путь примирения.
Напомним, Хамид Карзай на днях призвал лидера радикального движения "Талибан" муллу Омара возвратиться на родину и принять участие в восстановлении страны.
Выступая на пресс-конференции в Кабуле после своей поездки в Польшу, США и Великобританию, Карзай заявил: "Как афганец я призываю муллу Мохаммада Омара Ахунда, муллу Барадара и муллу Абдула Раззака Ахунда прекратить войну, вернуться на родину и сыграть свою роль в реконструкции Афганистана", сообщает РИА "Новости".
Хамид Карзай пообещал мулле Омару лично обеспечить его полную безопасность в случае, если тот выразит желание вернуться на родину. "Если я узнаю, что Омар хочет вернуться на родину и вступить в переговоры, я, как президент Афганистана, пойду на все, чтобы обеспечить его безопасность и защиту", - отметил афганский руководитель.
Ранее, в конце сентября, Карзай уже предлагал лидеру движения "Талибан" мулле Омару вернуться на родину для переговоров о создания коалиционного правительства с участием талибов при условии, что последние сложат оружие.
Тогда же британская газета The Independent писала, что афганское правительство ведет тайные переговоры с талибами. По данным источников газеты в дипломатических кругах, брат президента Хамида Карзая - Абдул Каюм Карзай - встречался за ужином с королем Саудовской Аравии Абдаллой, где также присутствовали члены движения "Талибан" и бывший премьер Пакистана Наваз Шариф.
Информация о предполагаемых контактах между афганским правительством и исламистами появилась на фоне высказываний американских и британских чиновников и высокопоставленных военных, что переговоры между воюющими сторонами являются единственным практическим решением этого конфликта.
Глава Пентагона Роберт Гейтс назвал "пораженческим" заявление одного из командующих британским контингентом в Афганистане Марка Карлтон-Смита о том, что "войну против талибов в Афганистане выиграть невозможно, поэтому нужно склоняться к достижению компромисса", однако сам Гейтс признает, что должны быть проведены переговоры с лидерами движения "Талибан", готовыми договариваться с афганским правительством.
Головная боль для Запада
Сегодня ситуация в Афганистане сложнее, чем четыре года назад. Несмотря на улучшения в некоторых сферах, в целом уровень безопасности в стране за это время снизился - особенно на юге и юго-востоке, снова находящихся под контролем "Талибан". Эта проблема становится сильнейшей постоянной головной болью для Запада, который держит там крупный военный экспедиционный корпус.
Мулла Барадар и мулла Абдул Раззак Ахунд являются ближайшими сподвижниками муллы Омара. В 1994 году, в разгар междоусобиц, раздиравших Афганистан после вывода из него советских войск, мулла Омар возглавил в Кандагаре движение "мусульманских студентов" (Талибан), вставшее в оппозицию к правительству президента Бурхануддина Раббани. После свержения режима талибов американскими войсками и Североатлантическим альянсом Омар скрылся за рубежом.
Бывший лидер моджахедов Гульбеддин Хекматиар остается независимым от движения "Талибан" и, по имеющимся данным, находится в конфликте с его религиозным лидером муллой Омаром.
Осенью 1996 года, когда войска движения "Талибан" заняли Кабул, он скрывался в Иране, где занялся подготовкой новых отрядов из числа беженцев для нападений на войска НАТО и афганского правительства. Позднее Хекматиар был вынужден покинуть Иран. Считается, что в настоящее время он со своими отрядами находится в пограничных с Пакистаном районах Афганистана.
Некоторые консультанты президента Карзая считают, что соглашение, в результате которого Хекматиар может получить государственный пост, побудит других лидеров исламистов задуматься о возможности диалога.