Ничто не помогает утром так быстро проснуться, как рискованный прыжок с разбега глубоко под землю, в московское метро.
Толпа перед эскалатором
Поезда московского метро хронически переполнены. И не только в часы пик, когда они с грохотом подкатывают к платформе каждую минуту. Здесь часто случаются столпотворения из-за того, что каждый день под землю спускается 9 миллионов пассажиров. На некоторых станциях в сторону эскалатора огромная человеческая толпа движется словно в замедленной съемке, пять метров в минуту, подгоняемая дежурными: "Побыстрее проходите на эскалатор!" Пассажиры, страдающие боязнью пространства, вынуждены брать машину. Как ни парадоксально, тогда на поездку уходит больше времени: "наверху", как правило, пробки гораздо больше, чем "внизу".
Однако положение "селедки в бочке" – это только она сторона московского метро. В более спокойные часы старые станции с их люстрами, скульптурами, мрамором, бронзой и золотом производят впечатление дворцов.
Замена церкви для пролетариата
Когда неискушенному гостю из какой-нибудь католической страны хочется посреди этой подземной роскоши перекреститься, то дело, конечно, не в ценах, а в великолепии залов. Известно, что Сталин задумал создать в 1935 году метро как замену церкви для пролетариата. Легенда гласит, что одна из станций метро стала во время Второй мировой войны штабом, откуда диктатор командовал фронтом, а мимо, за светонепроницаемыми занавесами, не останавливаясь, мчались поезда.
"Спальные" вагоны на кольцевой линии
И сегодня метро остается для некоторых людей убежищем, обычно для тех, кому там, по идее, делать нечего. Обычно холодными московскими зимами бездомные используют поезда, чтобы немного поспать в тепле, предпочитая кольцевую линию, потому что на ней нет конечных станций, где милиционеры с дубинками сурово выполняют функции будильника.
Транспортную милицию не любят и приезжие – многие гости Москвы боятся ездить в метро, так как люди в форме на входе проверяют "регистрацию" и в сомнительном случае требуют денег.
Следующая остановка - алтарь
Большинство москвичей относится к маленьким неудобствам с невозмутимостью и юмором – прежде всего, это касается тесноты. Ничто так не сближает мужчину и женщину, как общественный транспорт. И в самом деле, флирт в метро почти так же привычен, как реклама. И порою знакомство под землей заканчивается уже наверху – у алтаря.