О том, как преодолеть последствия нынешнего энергетического кризиса, Михаил Касьянов написал в газете "Коммерсант".
Свою долю вины за энергетический конфликт в отношениях между ЕС и Россией несут обе стороны, считает Михаил Касьянов. Европа не объясняет логику и последствия либерализации рынка и "диверсификации энергопоставок". Российское же руководство ограничило доступ иностранных капиталовложений в стратегические отрасли и способствовало экспансии госкомпаний в энергетику.
Главная идея энергетического диалога между Россией и ЕС заключалась в том, чтобы сделать долгосрочный прогноз динамики спроса на энергоресурсы в Европе и определить план разработки нефтяных и газовых месторождений в России и соседних странах. Однако, как подчеркивает Михаил Касьянов, в настоящее время "энергодиалог, к сожалению, буксует", несмотря на то, что в 2005 году поставки российских энергоресурсов в Европу достигли рекордной величины - примерно 400 млн метрических тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте (почти 1/3 потребления нефти и газа в 25 странах ЕС).
"Сегодня европейцы обеспокоены надежностью энергопоставок из России, чего не было даже в период холодной войны, - считает Касьянов. - В свою очередь россиян тревожит возведение барьеров для российских энергопоставок и стремление законодательно заблокировать прямые российские инвестиции в энергетический сектор Европы".
Европу бывший глава российского правительства обвиняет в том, что "в энергетических отношениях с Россией ЕС зачастую руководствовался односторонним подходом, игнорируя любые российские озабоченности, в том числе вполне разумные и обоснованные".
Так, по его словам, никто не потрудился объяснить логику и последствия либерализации и интеграции европейского энергетического рынка. "В отсутствие разъяснений российской стороной вынужденно отдается приоритет двусторонним отношениям с отдельными европейскими странами и национальными компаниями. А это серьезно девальвирует энергодиалог с ЕС и ставит его в подчиненное положение по отношению к двусторонним связям с их потенциальными минусами, как в случае с Северо-Европейским газопроводом", - считает Касьянов.
Также никогда не была "должным образом" разъяснена заявленная ЕС задолго до нынешних проблем в качестве политической цели "диверсификация энергопоставок". Российские эксперты выражали опасения, что "диверсификация" направлена на сокращение энергопоставок из России и может привести к потере традиционных рынков российского экспорта.
Однако и на России лежит часть вины за прекращение энергодиалога, так как страна не добилась успехов в реализации своей внутренней и внешней энергетической политики, считает Касьянов. Более того, по его словам, в последнее время качество этой политики существенно ухудшилось, порождая новые проблемы.
"Начатая в 2000 году работа с целью сделать рынки газа и электроэнергии более прозрачными, эффективными, открытыми для частных и иностранных инвестиций была прекращена: на реформу газового сектора наложено табу, а преобразования в электроэнергетике застопорены. В результате эти сектора экономики останутся вертикально интегрированными, под государственным контролем и опекой в течение длительного времени. В то же время либерализация и дерегулирование европейских рынков газа и электроэнергии медленно, но неуклонно продвигаются вперед. Это означает, что вместо сближения российский и европейский рынок все больше отдаляются друг от друга", - пишет бывший премьер-министр.
Тревогу у Касьянова вызывают недавние российские ограничения доступа иностранных капиталовложений в стратегические отрасли, ставшие препятствием для реализации инвестиционных планов энергокомпаний. По его мнению, это противоречит национальным интересам, поскольку энергетический сектор остро нуждается в капиталовложениях для разработки новых месторождений, увеличения добычи энергоресурсов и доставки их на рынки.
Доверие к России было также серьезно подорвано кризисами в отношениях с Белоруссией и Украиной, вызвавшими перебои в поставках европейским потребителям.
Бывший глава правительства надеется, что между Россией и ЕС будет возобновлен энергодиалог, и видит несколько путей по решению этой задачи.
Во-первых, России и ЕС нужна большая открытость в отношении диверсификации энергопоставок. Политика диверсификации должна быть предсказуемой и прозрачной для партнеров. Во-вторых, Россия и Европа нуждаются в выработке взаимовыгодной правовой основы для обеспечения справедливого режима поставок и транзита энергоресурсов из России на европейские рынки. Такой основой может быть новый Евразийский пакт стабильности энергопоставок.
В-третьих, во избежание неверного истолкования ЕС должен четко разъяснять свою позицию. Касьянов считает полезным для укрепления доверия, если бы Россия получила статус наблюдателя в процессе выработки общеевропейской политики в энергетической сфере. И, наконец, в-четвертых, Россия заинтересована в радикальном улучшении инвестиционного климата, снятии неоправданных барьеров или, по меньшей мере, четком задании условий работы иностранных инвесторов в энергетике, пишет Касьянов.
Михаил Касьянов выступил за более глубокую интеграцию рынков и формирование общих институтов и правил. "В рамках такого подхода все стороны будут заинтересованы в надежности и эффективности энергопоставок. Но чтобы ощутимые взаимные выгоды были получены сторонами в скором будущем, необходимо действовать уже сейчас", - заключил экс-премьер.