Министр финансов РФ Антон Силуанов
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Минфин РФ в случае введения дополнительных санкций на российский госдолг будет полагаться на внутренних инвесторов для покрытия потребностей в финансировании дефицита бюджета, а Банк России может поддержать ликвидностью российские банки для работы на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ), заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. По его словам, ситуация будет "неприятная", но власти найдут решение. Мнение Силуанова приводит "Интерфакс".

"Что будет, если будут какие-то дополнительные ограничения введены на долг. Будем тогда договариваться с нашими финансовыми институтами, в первую очередь, конечно, коммерческими банками, будем взаимодействовать с Центральным банком с тем, чтобы вопросы ликвидности ЦБ помогал бы решать таким финансовым институтам. Будем искать решение, это неприятно, конечно, но решение будет в любом случае найдено", - сказал министр, отвечая на вопросы депутатов на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.

По словам Антона Силуанова, в 2021 году на аукционах по размещению ОФЗ на иностранных инвесторов приходится 20-25% объемов. "Нам, конечно, будет жалко, если иностранцы перестанут покупать наш долг в случае введения таких ограничений, поскольку мы видим хороший интерес", - сказал министр. Однако ничего критичного в таком развитии событий он не видит.

"Если такие решения будут приняты, мы найдем ответ, найдем решения, как нам действовать в этой ситуации", - успокоил министр депутатов.

Программой заимствований на текущий год предусмотрен валовый объем привлечения средств через выпуск ОФЗ на 2,9 трлн рублей, чистый - 2,7 трлн рублей. Однако этот объем может быть сокращен в связи с получением в 2020 году бюджетом РФ дополнительных ненефтегазовых доходов на сумму порядка 600-700 млрд рублей, которые в виде остатков перешли на текущий год. Как пояснял замминистра финансов РФ Владимир Колычев, объем госзаимствований может быть сокращен в той части, в которой она увеличилась в этом году в соответствии с переходными положениями к применению бюджетного правила в 2022 году в полном объеме.

"Имеется в виду, что у нас по бюджетному правилу допускается первичный дефицит при структурном уровне цен на нефть порядка 585 млрд рублей, в этом году он был увеличен (на 875 млрд рублей. - Прим. "Интерфакса") за счет дополнительных заимствований. И так как в прошлом году ненефтегазовые доходы превысили наши прогнозы из-за более динамичного восстановления экономики, эти остатки, которые сформировались по итогам прошлого года, могут быть направлены на увеличение расходов, не прибегая к дополнительным заимствованиям, которые сейчас заложены в бюджете", - пояснял он.

В правительстве РФ не раз подчеркивали, что не боятся санкций в любом виде. "Этот режим уже стал для нас нормой. Мы готовы ко всему и живем по принципу - будет день, будет пища… Мы с 2014 года ко всему готовы", - заявил 10 марта замглавы Минфина Тимур Максимов, которого цитирует "Интерфакс".

А министр экономического развития Максим Решетников заверил, что санкции вообще наносят удар не по России, а по тем, кто их вводит. "Санкции на российский госдолг, по большому счету, - это наказание тех западных инвесторов, которые инвестируют в наш госдолг", - приводило его слова РИА "Новости".

ЦБ РФ тем временем проявляет больше осторожности, предупредив в своем обзоре, что рынок "уязвим" к возможным санкциям со стороны США и их союзников. Главная причина уязвимости состоит в том, что американские и британские фонды являются крупнейшими держателями долга России среди нерезидентов и владеют ОФЗ на 1,891 трлн рублей, или 13,8% рынка. Еще 410 млрд рублей (3%) вложили резиденты Бельгии, которые в значительной доле являются "дочками" крупных американских транснациональных финансовых холдингов, подчеркивает ЦБ. 1,5% ОФЗ принадлежит Сингапуру.

Санкции на госдолг также ударят по рублю и российским акциям, считает директор по инвестициям компании "Локо-Инвест" Дмитрий Полевой. Его мнение приводил РБК.