Срок содержания Ходорковского и Лебедева под стражей в СИЗО истекает сегодня - 17 марта. В случае отказа в удовлетворении ходатайства гособвинения, Ходорковский и Лебедев по-прежнему останутся в следственном изоляторе, но на условиях колонии общего режима, передает "Интерфакс".
Одно из основных ходатайств защиты, на которые предстоит ответить суду, заключается в прекращении второго уголовного дела в отношении бывших руководителей ЮКОСа за отсутствием состава и события преступления. Защитники указывают, что в действиях обвиняемых не было ничего преступного, о чем свидетельствуют и показания "двух членов-директоров компании ЮКОС, иностранных граждан".
Кроме того, адвокатами было заявлено четыре ходатайства о возвращении дела в Генпрокуратуру РФ по разным основаниям. В частности, защита указывает на то, что дело должно быть перенаправлено в Симоновский суд Москвы и объединено с делом бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Кроме того, адвокаты просили вернуть дело прокурору в связи с тем, что следователь не внес в список свидетелей лиц, которых планировала допросить в ходе процесса защита.
В данном списке со стороны адвокатов, в частности, фигурировал вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, а также прокурор Валерий Лахтин, выступающий на процессе в качестве гособвинителя. Помимо вышеназванных ходатайств адвокаты просили определить подсудность нового уголовного дела Ходорковского и Лебедева, отмечая, что оно неподсудно Хамовническому суду.
В ходе предварительного слушания стороной защиты также было заявлено ходатайство о прекращении за истечением срока давности эпизода с хищением акций "Восточная нефтяная компания" (ВНК). По данному эпизоду Ходорковскому и Лебедеву инкриминируется присвоение акций ВНК на сумму 3,6 млрд рублей. Также Ходорковский и Лебедев просили разъяснить им итоговые цифры похищенной нефти из обвинения, отметив, что если складывать разные цифры указанные в материалах, то такой суммы не получается.
В завершении предварительного заседания экс-глава НК ЮКОС сделал заявление, в котором просил суд принять меры по сохранению имущества компании, в хищении которого он и Лебедев обвиняются, вплоть до наложения ареста.
Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант подчеркнул: "Где это имущество находится, всем хорошо известно - оно находится там, где находится его приобретатель в результате банкротства ЮКОСа".
Цитируя своего подзащитного, Клювгант сказал, что несохранение имущества "может нарушить интересы участников процесса, а чьих именно - зависит от приговора суда: если он будет обвинительным, то одних, а если оправдательным, то других". Адвокат отметил, что в своем заявлении бывший глава ЮКОСа сослался на статью 230 Уголовно-процессуального кодекса, которая предусматривает меры по сохранению имущества, пояснив, что в качестве мер может быть "наложен арест". Защитники также просили истребовать ряд документов, в том числе решения судов, которые, по их мнению, опровергают обвинение.
Что инкриминируется Ходорковскому и Лебедеву
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском районном суде Москвы. По приговору этого суда оба бывших менеджера ЮКОСа были осуждены на 9 лет заключения, однако позже Мосгорсуд снизил назначенное наказание до 8 лет.
Генпрокуратура РФ ранее сообщила, что бывшим руководителям ЮКОСа инкриминируется "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализация".
Ходорковский и Лебедев обвиняются в присвоении или растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах (ч 3 ст 160 УК РФ).
Кроме того, им инкриминируется совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными другими лицами преступным путем с использованием своего служебного положения организованной группой (ч. 3 ст. 174).
Также бывшие руководители компании обвиняются в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской (экономической) деятельности (ч. 4 ст. 174-1).
В ходе предварительного следствия, указывает Генпрокуратура, было установлено, что обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК ЮКОС и другими лицами совершили хищение путем присвоения акций дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" (ВНК) в период с 6 ноября по 12 июня 1998 гг. на сумму 3,6 млрд рублей. А также совершили легализацию похищенных акций дочерних обществ ОАО "ВНК" в 1998-2000 гг. на эту же сумму.
Кроме того, обвиняемые совершили "хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК ЮКОС" в 1998-2003 годах, ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК на сумму более 892,4 млрд рублей и легализацию части этих средств в 1998-2004 гг. в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов США", заявляет Генпрокуратура.
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отметили в Генпрокуратуре. Между тем, адвокаты бывшего главы ЮКОСа заявляют, что срок давности привлечения Ходорковского по эпизоду с хищением акций компании "Восточная нефтяная компания" на сумму 3,6 млрд рублей истек в прошлом году.